3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих при осуществлении закупок, позволяющих злоупотреблять должными (служебными) обязанностями в целях получения служащими (работниками) или третьими лицами материальных и нематериальных выгод вопреки законным интересам общества и государства, органа (организации).
3.2. При проведении оценки коррупционных рисков необходимо установить и определить следующее:
- предмет коррупционного правонарушения (за какие возможные действия (бездействие) служащий (работник) может получить противоправную выгоду);
- используемые коррупционные схемы;
- индикаторы коррупции.
3.3. Процедура оценки коррупционных рисков и принятия мер по минимизации выявленных коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов:
подготовительный этап;
описание процедуры осуществления закупки в органе (организации);
идентификация коррупционных рисков;
анализ коррупционных рисков;
ранжирование коррупционных рисков;
разработка мер по минимизации коррупционных рисков;
утверждение результатов оценки коррупционных рисков;
мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.
Подготовительный этап
3.4. Руководителем (уполномоченным должностным лицом) органа (организации) принимается письменное решение (локальный нормативный акт) о проведении оценки коррупционных рисков, в котором отражается следующее:
- персональная ответственность за проведение оценки коррупционных рисков служащего (работника) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений;
- сроки проведения;
- права ответственного служащего (работника), а также обязанность руководителей структурных подразделений органа (организации) оказывать содействие в проведении оценки коррупционных рисков;
- формы контроля за проведением оценки;
- иные аспекты, признанные целесообразными к закреплению в локальном нормативном акте органа (организации).
При необходимости может быть подготовлен план-график проведения оценки коррупционных рисков, предусматривающий, например, этапы проведения оценки коррупционных рисков; промежуточные документы (доклады); порядок и сроки согласования и т.д.
3.5. Для целей оценки коррупционных рисков может формироваться рабочая группа, в состав которой могут входить не только служащие (работники) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, но служащие (работники) иных структурных подразделений органа (организации), например, ответственных за организацию осуществления закупки в органе (организации), и др.
При наличии возможности и признании целесообразным к оценке коррупционных рисков могут привлекаться также внешние эксперты, в том числе члены комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (при наличии), общественного совета при государственном органе, органе местного самоуправления (при наличии) и т.д.
В таком случае состав рабочей группы также целесообразно закрепить в локальном акте органа (организации).
3.6. Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупки, рекомендуется определить внутренние и внешние источники информации.
3.6.1. К внутренним источникам информации можно отнести следующее:
- организационно-штатная структура и штатное расписание органа (организации) в части, касающейся осуществления закупок и иной связанной с ними деятельности;