2.1. Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок (далее также - оценка коррупционных рисков) является основой для выстраивания системы профилактики коррупционных правонарушений в органе (организации) в указанной сфере и позволяет решить задачи по обеспечению:
- системы управления коррупционными рисками, присущими закупочной деятельности;
- соответствия реализуемых мер по профилактике коррупции реальным или возможным способам совершения коррупционных правонарушений, тем самым увеличивая действенность таких мер, повышая эффективность использования финансовых, кадровых, временных и иных ресурсов.
2.2. Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить с учетом следующих основных принципов:
- законность: оценка коррупционных рисков не должна противоречить нормативным правовым и иным актам Российской Федерации;
- полнота: коррупционные риски могут возникать на каждом этапе осуществления закупки, в этой связи соблюдение данного принципа позволит комплексно рассмотреть закупочный процесс и выявить соответствующие коррупционные риски;
- рациональное распределение ресурсов: оценку коррупционных рисков следует проводить с учетом фактических возможностей органа (организации), в том числе с учетом кадровой, финансовой, временной и иной обеспеченности;
- взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми мероприятиями по профилактике коррупционных правонарушений;
- своевременность и регулярность: проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе; результаты оценки коррупционных рисков должны быть актуальными и соответствовать существующим обстоятельствам как внутренним (например, организационная структура органа (организации)), так и внешним (например, учет изменения законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности).
В этой связи оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить регулярно (например, раз в два-три года) и при существенном изменении применимых обстоятельств (изменение организационно-штатной структуры органа (организации); перераспределение полномочий между структурными подразделениями органа (организации); выявление новых коррупционных рисков; выявление фактов совершения коррупционных правонарушений; изменение законодательства Российской Федерации о закупочной деятельности и других применимых нормативных правовых и иных актов и т.д.);
- адекватность: принимаемые в целях проведения оценки коррупционных рисков, в том числе минимизации выявленных рисков, меры не должны возлагать на служащих (работников) избыточную нагрузку, влекущую нарушение нормального осуществления ими своих служебных (трудовых) обязанностей;
- презумпция добросовестности: наличие коррупционных индикаторов на различных этапах осуществления закупки само по себе не свидетельствует о свершившемся или планируемом к свершению коррупционном правонарушении и требует комплексного анализа всех обстоятельств ситуации подразделением по профилактике коррупционных правонарушений;
- исключение субъектности: предметом оценки коррупционных рисков является процедура осуществления закупки, реализуемая в органе (организации), а не личностные качества участвующих в осуществлении закупки служащих (работников);
- беспристрастность и профессионализм: оценку коррупционных рисков необходимо поручать не только лицам, которые являются независимыми по отношению к закупочным процедурам, реализуемым в органе (организации), но и лицам, обладающим необходимыми познаниями в оцениваемой сфере.
В этой связи к оценке могут быть привлечены не только служащие (работники) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, но и служащие (работники), непосредственно участвующие в осуществлении закупочных процедур, а также иные лица.
Кроме того, рекомендуется организовать повышение квалификации служащих (работников), ответственных за проведение оценки коррупционных рисков, по дополнительной профессиональной программе по вопросам, связанным, в частности, с осуществлением закупок;
- конкретность: результаты оценки коррупционных рисков должны быть понятны и объективны, не допускать двусмысленных формулировок и иных возможностей неоднозначного толкования.