Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 26262-1-2020 Дорожные транспортные средства. Функциональная безопасность. Часть 1. Термины и определения

     3 Термины и определения


В целях настоящего стандарта применены следующие термины и определения, используемые в ИСО 26262 (все части).

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- https://www.iso.org/obp (ИСО онлайн-платформа);

- http://www.electropedia.org/ (МЭК Энциклопедия).

3.1 архитектура (architecture): Представление структуры из устройств (3.84) или элементов (3.41), которое позволяет идентифицировать блоки, из которых строится архитектура, их границы и интерфейсы, а также включает в себя распределение требований к этим блокам.

3.2 соответствие УПБТС (ASIL capability): Способность устройства (3.84) или элемента (3.41) соответствовать предполагаемым требованиям безопасности (3.132), назначенным при задании УПБТС (3.6).

Примечание - Достижение соответствующих целевых случайных значений метрик сбоев аппаратных средств (см. ИСО 26262-5:2018, разделы 8 и 9), распределенных элементу (3.41), включается в требования безопасности аппаратных средств в случае необходимости.

3.3 декомпозиция УПБТС (ASIL decomposition): Выполняемое при резервировании распределение требований безопасности (3.132) между элементами (3.41), которые в достаточной степени являются независимыми (3.78) и реализуют ту же цель безопасности (3.139), для снижения значений УПБТС (3.6) резервированных требований безопасности (3.132), распределяемых соответствующим элементам (3.41).

Примечания

1 Декомпозиция УПБТС является основой для методов уточнения значений УПБТС (3.6) во время процесса проектирования [определенного в ИСО 26262-9 как декомпозиция требований с уточнением значений УПБТС (3.6)].

2 Декомпозиция УПБТС согласно ИСО 26262-9 не применяется для требований к случайным отказам аппаратных средств.

3 Снижение УПБТС (3.6) требований безопасности (3.132) при резервировании имеет некоторые исключения, например значение УПБТС (3.6) мер подтверждения (3.23) остается на уровне цели безопасности (3.139).

3.4 оценка (assessment): Проверка достижения характеристиками устройства (3.84) или элемента (3.41) целей ИСО 26262.

3.5 аудит (audit): Экспертиза реализованного процесса, касающаяся выполнения его целей.

3.6 уровень полноты безопасности транспортного средства; УПБТС (Automotive Safety Integrity Level; ASIL): Один из четырех уровней, используемый для задания необходимых для устройства (3.84) или элемента (3.41) требований настоящего стандарта и мер безопасности (3.141), чтобы предотвратить неоправданный риск (3.176), для которого значение УПБТС, равное D, является наиболее строгим уровнем, а значение УПБТС, равное А, - наименее строгим.

3.7 готовность (availability): Способность изделия выполнять установленную для него функцию в случае ее запроса, в заданных условиях на протяжении срока его службы.

3.8 базовая интенсивность отказов (base failure rate, BFR): Интенсивность отказов (3.53) элемента (3.41) аппаратных средств в рассматриваемом применении, используемая в качестве исходного значения для анализа безопасности (3.132).

3.9 базовое транспортное средство (base vehicle): Конфигурация транспортного средства T&B (3.175) изготовителя подлинного оборудования до установки на него кузовного оборудования (3.12).

Примечание - Кузовное оборудование (3.12) может быть установлено на базовом транспортном средстве и включать все соответствующие системы (3.163), необходимые для движения и управления (двигатель, трансмиссия, шасси, рулевое управление, тормозная система, кабина и комбинация приборов).

Пример - Шасси с трансмиссией и кабиной грузового транспортного средства (3.174), заготовка шасси с трансмиссией.

3.10 базовая конфигурация (baseline): Версия набора из одного или нескольких готовых изделий (3.185), устройств (3.84) или элементов (3.41), которая используется в качестве основы для дальнейшего изменения.

Примечания

1 См. раздел 8 ИСО 26262-8.

2 Базовая конфигурация, как правило, поддерживается управлением конфигурацией.

3 Базовая конфигурация используется в качестве основы для ее дальнейшего развития в процессе управления изменениями на протяжении жизненного цикла (3.86).

3.11 кузовостроительная компания (body builder, BB): Организация, которая на базовое транспортное средство (3.9) устанавливает кузова, средства для перевозки грузов или оборудование при изготовлении грузовых транспортных средств (3.174), автобусов (3.14), прицепов (3.171) и полуприцепов (3.151) (T&B).

Примечания

1 Кузова T&B включают кабины грузовых транспортных средств (3.174), автобусные (3.14) кузова, кузова легких фургонов и т.д.