Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2020 года N 1651

Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию



В соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию.

2. Министерству транспорта Российской Федерации доложить в Правительство Российской Федерации до 15 апреля 2021 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

3. Настоящее постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

4. Требования, утвержденные настоящим постановлением, в отношении объектов речного транспорта, не подлежащих категорированию, не участвующих в международном сообщении, подлежат применению по истечении 6 месяцев после дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 октября 2020 года N 1651

     

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию



1. Настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию.

2. Настоящий документ применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию, определенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - объекты транспортной инфраструктуры).

Настоящий документ не применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в границах:

территорий закрытых административно-территориальных образований, а также военных и иных объектов, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны;

важных государственных объектов, организация охраны которых возлагается на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов, охрана которых осуществляется воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, а также учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, производственных и промышленных объектов.

3. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона "О транспортной безопасности".

4. Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе администрациями бассейнов внутренних водных путей в отношении участков внутренних водных путей, определяемых Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" и отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию (далее - участки внутренних водных путей), и капитанами морских портов в отношении акваторий морских портов.

5. Субъекты транспортной инфраструктуры, в том числе администрация бассейна внутренних водных путей, а также капитан морского порта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту, обязаны:

1) обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12_1 Федерального закона "О транспортной безопасности";

2) установить конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

3) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящими требованиями, подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

4) представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности";

5) обеспечивать доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком доступа и передачи данных технических средств обеспечения транспортной безопасности, определяемым в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности";

6) проверять силы обеспечения транспортной безопасности из числа персонала в целях выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности". В случае выявления указанных оснований отстранить таких лиц от выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

7) не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие положениям, предусмотренным частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности";

8) допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с паспортом безопасности объекта транспортной инфраструктуры только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12_1 Федерального закона "О транспортной безопасности";

9) информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:

прохода (проезда) в зону транспортной безопасности, ее части вне установленных мест прохода (перемещения);

проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий;

10) проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (для акватории морского порта - плана обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта) с периодичностью не реже одного раза в 2 года;

11) незамедлительно информировать Федеральное агентство морского и речного транспорта и уполномоченные подразделения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, а также Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об угрозах совершения и (или) о совершении акта незаконного вмешательства в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;

12) незамедлительно объявить (установить) или отменить уровень безопасности объекта транспортной инфраструктуры на основании решения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства;

13) обеспечить незамедлительное информирование уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации о распознанном оружии, боеприпасах, патронах к оружию, взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 12_2 Федерального закона "О транспортной безопасности", для принятия мер реагирования в соответствии с компетенцией уполномоченных подразделений;

14) обеспечить незамедлительное информирование уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации обо всех физических лицах или материальных объектах в случае выявления связи этих лиц и объектов с совершением или подготовкой к совершению актов незаконного вмешательства;

15) осуществлять проверку информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в отношении транспортного средства в рамках взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с порядком, предусмотренным частью 7 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности";

16) обеспечить передачу органам внутренних дел или органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации физических лиц, нарушивших требования настоящего документа, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества или взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения в случаях их выявления, обнаружения (распознавания).

6. Капитан морского порта во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морских портах, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан:

1) назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта (портового средства);

2) обеспечить проведение оценки уязвимости акватории морского порта, представление результатов ее проведения в Федеральное агентство морского и речного транспорта, а также устранение замечаний Федерального агентства морского и речного транспорта (при их наличии) в течение 3 месяцев с даты вступления в силу настоящего документа, в отношении функционирующей акватории морского порта и с даты начала функционирования акватории морского порта - в отношении вновь созданной;

на основании утвержденных результатов оценки уязвимости акватории морского порта в течение 3 месяцев с даты ее утверждения разработать и представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта (далее - план объекта транспортной инфраструктуры);

реализовать утвержденный план объекта транспортной инфраструктуры поэтапно в сроки, установленные планом объекта транспортной инфраструктуры, в течение одного года с даты утверждения результатов оценки уязвимости акватории морского порта. Реализацию плана объекта транспортной инфраструктуры осуществлять во взаимодействии с организацией, осуществляющей управление государственным имуществом в морском порту;

3) при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите акватории морского порта от актов незаконного вмешательства, изменении границ акватории морского порта, конструктивных или технических элементов, технологических процессов на объекте транспортной инфраструктуры, влияющих на принимаемые меры, содержащиеся в плане объекта транспортной инфраструктуры, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости акватории морского порта в части произошедших изменений и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений;

4) обеспечить внесение изменений в план объекта транспортной инфраструктуры по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости акватории морского порта и их представление на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты утверждения Федеральным агентством морского и речного транспорта результатов дополнительно проведенной оценки уязвимости акватории морского порта;

5) в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры оснастить объект транспортной инфраструктуры сертифицированными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с частью 8 статьи 12_2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечить их защиту от несанкционированного доступа;

6) создать и оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие;

7) разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и являющиеся приложением к плану транспортной безопасности, в том числе:

в случае формирования подразделения транспортной безопасности -положение о сформированном подразделении транспортной безопасности, в случае привлечении подразделения транспортной безопасности приложением к плану транспортной безопасности является копия договора о защите акватории морского порта от актов незаконного вмешательства (прикладываются в течение 6 месяцев с даты утверждения плана обеспечения транспортной безопасности);

организационно-штатную структуру сил обеспечения транспортной безопасности и схему управления силами обеспечения транспортной безопасности;

положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режимах в акватории морского порта, в том числе в качестве его (ее) отдельных разделов:

а) порядок допуска транспортных средств в зону транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе предусматривающий:

обнаружение судов в акватории морского порта;

идентификацию судов, находящихся в акватории морского порта, установления с ними радиосвязи;

меры по прекращению незаконного нахождения, перемещения судов в зоне транспортной безопасности;

схему размещения и перечень технических средств обеспечения транспортной безопасности, в том числе обеспечивающих:

радиолокационное наблюдение за судами в акватории морского порта, на подходах к нему;

прием информации от судовых станций автоматической идентификационной системы;

установление связи с судами по ультракоротким волнам в зонах транспортной безопасности акватории морского порта;

б) порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или их совершение;

в) порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на изменение уровня безопасности;

г) порядок функционирования технических средств обеспечения транспортной безопасности;

д) порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортными средствами, с которыми имеется технологическое взаимодействие;

8) обеспечивать обращение со сведениями, содержащимися в результатах проведенной оценки уязвимости акватории морского порта и плане объекта транспортной инфраструктуры, в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности";

9) обеспечить обнаружение и идентификацию судов в акватории морского порта;

10) принимать меры по предотвращению незаконного нахождения и прекращению незаконного передвижения судов в зоне транспортной безопасности акватории морского порта, в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры;

11) поддерживать средства связи в постоянной готовности к использованию;

12) реализовать предусмотренные планом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры при изменении уровня безопасности в сроки, не превышающие 3 часа с момента получения решения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в отношении акватории морского порта (объявлении (установлении) уровня охраны);