Методические разъяснения по применению норм Федерального закона от 25 мая 2020 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих" (далее - Закон N 158-ФЗ)
На решение каких проблем направлен Закон N 158-ФЗ?
В настоящее время не все профессии рабочих, должности служащих по которым осуществляется профессиональное обучение, требуют присвоения разрядов, классов, категорий в соответствии с квалификационными требованиями.
Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При этом Макетом профессионального стандарта, утвержденным приказам Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н (далее - Макет, приказ N 147н) не предусмотрено обязательное включение в графу "Возможные наименования должностей, профессий" разрядов, классов, категорий по профессиям рабочих, должностей служащих.
Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю право самостоятельно устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
Соответственно, в Перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (далее - Перечень), в настоящее время часть профессий рабочих не имеют разрядов, отдельные должности служащих не имеют классов или категорий. Однако действовавшая редакция пункта 2 части 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предписывала в обязательном порядке присваивать разряд, класс, категорию по результатам профессионального обучения.
Закон N 158-ФЗ предусматривает следующую альтернативу:
а) если Перечнем предусмотрено присвоение квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, то в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего указывается квалификация и соответствующий разряд, класс, категория по результатам прохождения итоговой аттестации;
б) если в Перечне не указаны квалификационный разряд, класс, категория по соответствующей профессии рабочего, должности служащего, то в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, подтверждающем получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего, разряд, класс, категория не указываются.
Необходимо ли организации, осуществляющей образовательную деятельность, в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего указывать наименование квалификации при отсутствии разряда или класса, категории и откуда брать эту квалификацию?
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ содержание профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Следует принять во внимание различие в определениях понятия "квалификация", которое зафиксировано в Федеральном законе N 273-ФЗ и Трудовом кодексе Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ "квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности".
Согласно части 1 статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации "квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника".
Законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит требования по утверждению единого реестра квалификаций, как для сферы образования, так и для сферы труда.
Вместе с тем Закон N 158-ФЗ направлен на интеграцию сферы образования и труда в рамках профессионального обучения.
Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ).
Таким образом, при разработке образовательной программы для реализации профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих, организация, осуществляющая образовательную деятельность, анализирует имеющийся профессиональный стандарт (при наличии) в части включения в образовательную программу из профессионального стандарта необходимых умений, знаний и других характеристик, которые, по сути, описывают квалификацию. В итоге, именно образовательная программа содержит требования к получаемой квалификации по профессии рабочего, должности служащего, что по итогам успешного ее освоения подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Следует также принять во внимание тот факт, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются, в том числе документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 3 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ).
В случае, когда в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего квалификационный разряд, класс, категория не присваиваются (если это соответствует Перечню), организация, осуществляющая образовательную деятельность, указывает в документе о квалификации наименование профессии рабочего или должности служащего, а также наименование образовательной программы.
Соотносятся ли уровни квалификации в профессиональных стандартах с разрядами, классами, категориями?
Имеется опосредованное соотнесение разрядов, классов, категории с уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденных приказом N 148н.
В приказе N 148н для профессионального обучения установлены уровни квалификации со 2 по 5, которые характеризуются их показателями: полномочиями и ответственностью, характером умений и характером знаний.
Вместе с тем квалификация, как и квалификационные разряды, классы, категории, присваиваемые по результатам профессионального обучения, характеризуются определенным набором знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, предусмотренным образовательной программой, которая разрабатывается, в том числе, на основе профессиональных стандартов (при наличии).
Выделение в профессиональном стандарте уровней квалификации осуществляется в соответствии с Методическим рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н, и Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н (далее - Уровни квалификации).
В соответствии с Макетом, уровень квалификации определяется для каждой обобщенной трудовой функции в зависимости от требований, предъявляемых к умениям, знаниям и навыкам, а также в зависимости от полномочий и ответственности работника (раздел II профессионального стандарта в соответствии с Макетом).