Действующий

О направлении методических документов и материалов в целях организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году

1. Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов для изложения)


Особенности формулировок тем итогового сочинения

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера(-ов) из литературного материала.

В 2020/2021 учебном году объявлены следующие пять открытых тематических направлений итогового сочинения, а также комментарии к ним:

1. Забвению не подлежит;

2. Я и другие;

3. Время перемен;

4. Разговор с собой;

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинения 2020/2021 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям:

N

Тематическое направление

Комментарий

1.

Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2.

Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3.

Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в "большом времени" с его проблемами и противоречиями.

4.

Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит "быть самим собой". Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

5.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.


При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;

соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);

нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

соответствовать возрастным особенностям выпускников (как основных участников), времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин);

быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Разработанные темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).

В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2019/2020 учебного года: "Война и мир" - к 150-летию великой книги; "Надежда и отчаяние"; "Добро и зло"; "Гордость и смирение"; "Он и она").

Комплект N 1

103. Разделяете ли Вы убеждение Андрея Болконского: "надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь"?

206. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?

305. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?

403. Почему "гордость" и "гордыня" - разные понятия?

513. Он и она: искусство понимать друг друга.