4.1. Перевозчик обеспечивает регулирование движения подвижного состава и организацию маневровой работы с помощью сигнальных приборов, служащих для подачи видимых сигналов светофоров, указателей АЛС-АРС, щитов, фонарей, дисков (в том числе ручных), флагов, сигнальных указателей и сигнальных знаков.
4.2. В тоннелях перевозчиком должны применяться видимые сигналы - сигналы, выражающиеся цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний, цифрами и буквами;
ночные видимые сигналы - сигналы, подаваемые в тоннелях и в темное время суток на наземных путях;
круглосуточные видимые сигналы - сигналы, подаваемые в светлое и темное время суток сигналами цветов светофоров, предусмотренных в пунктах 4.13, 4.17-4.19 и 4.23-4.25 Правил, сигнальными показаниями указателей АЛС-АРС, квадратными щитами желтого и зеленого цвета со светоотражателями (светоотражающей поверхностью), маршрутными и другими световыми указателями и сигнальными знаками.
4.3. На наземных путях ночные видимые сигналы должны применяться перевозчиком в дневное время суток при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, если видимость дневных видимых сигналов - сигналов, подаваемых в светлое время суток на наземных и парковых путях, составляет менее 200 м.
4.4. Перевозчик обязан не допускать нахождение в тоннелях и на наземных участках метрополитена объектов (конструкций), мешающих восприятию сигналов и (или) искажающих их сигнальные показания.
4.5. Перевозчик обязан устанавливать светофоры:
перед станциями - для подачи сигналов, разрешающих или запрещающих поезду следовать с перегона на станцию (входные светофоры);
на станциях - для подачи сигналов, разрешающих или запрещающих поезду отправиться со станции на перегон, впереди места, предназначенного для стоянки головного вагона отправляющегося поезда (выходные светофоры);
на перегонах - для подачи сигналов, разрешающих или запрещающих поезду проследовать с одного блок-участка на другой (проходные светофоры).
4.6. Для организации маневровой работы перевозчик обязан применять светофоры, предназначенные для подачи сигналов, разрешающих или запрещающих выполнение маневров (маневровые светофоры).
4.7. В случаях, если видимость показания светофора не обеспечивается, перевозчик обязан установить светофор, дублирующий показания светофора, видимость показаний которого не обеспечивается (повторительный светофор).
В случаях, если необходимо предупреждение о показании светофора, расположенного впереди, перевозчик вправе установить светофор, предупреждающий о показаниях впереди расположенного светофора (предупредительный светофор).
Перевозчик может установить на правосторонней кривой в створе с основными левосторонними светофорами резервные светофоры, которые используются при отсутствии показаний на основных светофорах. При функционировании основного светофора резервный светофор должен быть выключен и не иметь сигнального значения.
4.8. Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и маневровый, проходной и ограждения, выходной и ограждения).
4.9. Перевозчик вправе использовать светофоры автоматического действия, имеющие в качестве нормальных показаний разрешающие движение показания и изменяющие показания с разрешающих на запрещающие движение автоматически при воздействии поезда на участок пути за светофором, без непосредственного участия работников перевозчика, а также светофоры полуавтоматического действия, имеющие в качестве нормальных показаний запрещающие движение показания и изменяющие показания с запрещающих на разрешающие движение при непосредственном участии уполномоченных перевозчиком работников, а с разрешающих на запрещающие движение - автоматически при воздействии поезда на ограждаемый данным светофором участок пути.
Перевозчик обязан ограждать металлоконструкции посредством установки светофоров ограждения, смена показаний которых не зависит от воздействия поезда на участок пути и происходит в зависимости от положения металлоконструкции (светофоры независимого действия).
4.10. Сигналы на светофорах подразделяются:
на нормально горящие и нормально не горящие;
на немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).
4.11. Светофоры автоблокировки (светофоры автоматического действия) обозначаются цифрами, светофоры полуавтоматического действия - буквами с цифрами или буквами. К обозначению светофоров, совмещенных со светофорами ограждения металлоконструкций, добавляется буква "М", к обозначению светофоров, связанных с контрольно-габаритными устройствами, добавляется буква "Г".
4.12. Светофоры ограждения обозначаются в зависимости от места установки:
устанавливаемые для ограждения металлоконструкций в правильном направлении обозначаются буквой "М" с добавлением цифрового номера металлоконструкции;
устанавливаемые для ограждения металлоконструкций в неправильном направлении обозначаются буквами "МК" с добавлением цифрового номера металлоконструкции.
4.13. Светофорами ограждения подается сигнал: два красных сигнала - "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
Нормально сигналы светофоров ограждения сигнального показания и значения не имеют.
На светофорах ограждения, устанавливаемых в неправильном направлении, допускается применение дополнительного сигнального показания - один нормально горящий желтый сигнал: "Металлоконструкция находится в исправном состоянии, разрешается проезжать сигнал".
4.14. К обозначению светофоров, устанавливаемых для ограждения металлоконструкций на путях, по которым предусматривается двухстороннее движение, добавляется буква "Н" или "Ч" для обозначения нечетного или четного направления движения соответственно.