Действующий

Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года

11. Чукотский автономный округ


По состоянию на 1 января 2020 г. территория Чукотского автономного округа составляет 721,5 тыс. кв. километров (4,2 процента площади Российской Федерации), население - 50,3 тыс. человек (0,03 процента населения Российской Федерации). Плотность населения составляет 0,07 человека на 1 кв. километр.

Конкурентные преимущества Чукотского автономного округа:

вхождение всей территории региона в границы Арктической зоны Российской Федерации, для инвесторов которой создается более продвинутая система налоговых и иных преференций;

прохождение вдоль побережья региона трассы Северного морского пути, который со временем будет обеспечивать круглогодичное коммерческое судоходство из Азии в Европу;

наличие значительной минерально-сырьевой базы, включающей 16 процентов запасов олова в Российской Федерации, 8 процентов молибдена, около 7 процентов меди, 5 процентов золота, 4 процента вольфрама, угля, нефти и природного газа;

выявление на территории округа рудопроявления полиметаллов, платиноидов, бора, висмута, титана, лития, бериллия, железа, мышьяка, сурьмы, хрома, никеля, кобальта, свинца, урана, цеолитов, а также драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней;

наличие уникальных экологически чистых биологических ресурсов, что обусловлено географическим положением региона и отсутствием на территории крупных промышленных предприятий;

наличие территорий с благоприятным режимом хозяйственной деятельности. Действуют территория опережающего развития "Чукотка", которая занимает порядка 40 процентов территории региона (721,5 кв. километра), и свободный порт Владивосток в границах городского округа Певек.

Основными факторами, сдерживающими экономическое развитие Чукотского автономного округа, являются:

низкая плотность транспортной инфраструктуры;

отсутствие развитой сети автомобильных дорог, что значительно влияет на развитие добывающей отрасли;

отсутствие альтернативных видов транспорта (единственным всесезонным видом транспорта является авиация);

высокая стоимость услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (услуги предоставляются только через спутниковый ресурс);

высокая капиталоемкость производств, связанная с "северным удорожанием" (издержки, связанные со сложными природно-климатическими условиями, высоким уровнем затрат на логистику, повышенной стоимостью рабочей силы).

Социально-экономическая ситуация в Чукотском автономном округе в 2013-2019 годах характеризовалась следующими показателями:

валовый региональный продукт (2013-2018 годы) увеличился на 15,3 процента;

объем инвестиций в основной капитал увеличился на 5,7 процента;

миграционная убыль населения составила 1,5 тыс. человек.

Следующие показатели развития социальной сферы и транспортной доступности не могут обеспечить повышение качества жизни в Чукотском автономном округе до уровня выше среднероссийского:

низкий уровень доступности качественной первичной медико-санитарной помощи - 8 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, расположенных в приспособленных помещениях;

высокий уровень износа медицинского оборудования - 80 процентов;

площадь жилищного фонда, непригодного для проживания, - 18,6 тыс. кв. метров;

высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры - 57 процентов.

В рамках реализации Программы ускорения социально-экономического развития Чукотского автономного округа будет осуществляться за счет следующих мер:

в области развития экономики:

запуск с 2020 года специальной системы преференций для инвестиционных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации;

запуск работы промышленного парка в г.Анадыре (2024 год);

запуск горнодобывающего предприятия на базе Баимской медно-порфировой площади (2027 год);