Инвестиционные проекты, реализуемые в рамках новых механизмов развития Дальнего Востока, предусматривают в том числе создание производств, ориентированных на экспорт продукции.
В этих условиях критическим фактором конкурентоспособности Дальнего Востока становится пропускная способность трансграничной инфраструктуры (пунктов пропуска), а также скорость и качество работы государственных контрольных органов.
На территории Дальнего Востока установлено 87 пунктов пропуска, из которых функционирует 58. В 2019 году через них перевезено 201 млн. тонн грузов. Большая часть из действующих пунктов пропуска не соответствует установленным нормативам и требует реконструкции.
До 2024 года завершится строительство (обустройство) следующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации:
морские пункты пропуска Ванино, Петропавловск-Камчатский, Холмск, Невельск, Находка, Корсаков и Восточный;
железнодорожные пункты пропуска Нижнеленинское, Пограничный, Наушки и Забайкальск;
автомобильные пункты пропуска Марково, Кани-Курган, Забайкальск, Краскино, Турий Рог, Полтавка, Монды, Кяхта, Пограничный и Староцурухайтуйский;
воздушный пункт пропуска Петропавловск-Камчатский (Елизово).
Доля указанных пунктов пропуска в общем объеме грузооборота по Дальневосточному федеральному округу составляет 77 процентов. Обустройство позволит увеличить их пропускную способность в 2 раза.
При этом по мере реализации инвестиционных проектов в случае определения источника финансирования планируется дополнительно рассмотреть вопрос о строительстве (обустройстве) следующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации:
морские пункты пропуска Беринговский, Советская Гавань, Владивосток, Зарубино и Певек;
воздушные пункты пропуска Благовещенск, Хабаровск (Новый), Якутск и Чита (Кадала);
железнодорожный пункт пропуска Махалино;
пешеходный пункт пропуска Благовещенск.
Начиная с 2025 года будет дополнительно рассмотрен вопрос о строительстве (обустройстве) следующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации:
морские пункты пропуска Анадырь, Ольга и Посьет;
воздушные пункты пропуска Южно-Сахалинск и Анадырь (Угольный);
автомобильные пункты пропуска Большой Уссурийский, Олочи, Желтура и Соловьевск;
смешанные пункты пропуска Амурзет, Поярково и Пашково.
По оценкам экспертов в рамках режима свободного порта Владивосток в целом удалось сформировать конкурентоспособное таможенное администрирование:
установлен круглосуточный режим работы пунктов пропуска;
реализован механизм "единого окна" для представления в таможенный орган всех документов и сведений (в том числе в электронном виде), необходимых для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля;
введено электронное декларирование грузов;
установлены предельные сроки осуществления государственного контроля при пропуске транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также предельные сроки ожидания начала государственного контроля.
Полноформатно новый режим таможни заработал с 1 октября 2016 г. В целях осуществления оценки конкурентности сформированного таможенного регулирования с участием ведущих объединений предпринимателей Дальнего Востока разрабатывается механизм ежегодной оценки работы таможенных органов в свободном порту Владивосток с представлением результатов такой оценки руководству страны. Начиная с 2021 года будет начат поэтапный переход всех приоритетных пунктов пропуска на территории Дальнего Востока на режим работы, сформированный в соответствии с требованиями законодательства о свободном порте Владивосток.