Инфраструктурным каркасом экономики Дальнего Востока являются Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали, которые обслуживают не только крупнейшие грузообразующие комплексы на территории макрорегиона, но и обеспечивают транспортно-экономические связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пунктами пропуска на границе с Монголией, Китаем и Корейской Народно-Демократической Республикой.
С 2013 года реализуется масштабная программа модернизации указанных магистралей, на первом этапе которой в 2021 году провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей будет увеличена до 144 млн. тонн.
На втором этапе указанной масштабной программы к 2025 году их провозная способность будет увеличена до 182 млн. тонн в соответствии с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также будут реализованы мероприятия по электроснабжению тяговых подстанций.
Также будет проработан проект строительства железнодорожной линии Селихин - Ныш с мостовым переходом через пролив Невельского для обеспечения устойчивой транспортной доступности острова Сахалин. Предпроектные разработки уже ведутся в рамках инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения будет развиваться Северный морской путь. Нишей, в которой перевозки по Северному морскому пути в силу значительного сокращения расстояния выгоднее, чем по южному маршруту, является транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии и Северной Европы.
В целях обеспечения круглогодичного использования Северного морского пути для транзита грузов из Азии в Европу будет создана группировка атомных ледоколов "Лидер", а также установлена конкурентная стоимость ледокольного сопровождения судов. Будет проработан вопрос создания российского оператора контейнерах перевозок по Северному морскому пути и строительства портов - хабов в Камчатском крае и Мурманской области в том числе с участием иностранных инвесторов.
Кроме того, предполагается реализация мероприятий по увеличению мощностей морских портов Дальневосточного бассейна, в том числе строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края, реализация мероприятий по развитию транспортного узла "Восточный - Находка".
В связи с наличием в регионе крупнейших железнодорожных артерий крайне назрела необходимость по ликвидации одноуровневых пересечений автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения и железных дорог.
В рамках реализации Программы в Дальневосточном федеральном округе будет построено и реконструировано 39 путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей.
Особое значение для регионов Дальнего Востока имеет развитие авиационного сообщения. Обеспечение транспортной доступности для удаленных и труднодоступных регионов напрямую зависит от состояния и качества авиационной инфраструктуры.
В рамках Программы предусматривается реконструкция 40 аэропортов на Дальнем Востоке.
Отдельные регионы Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область) граничат с провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики, в которой проживает около 40 млн. человек. В связи с этим особое значение приобретает вопрос развития трансграничных проектов и приграничных территорий.
С российской стороны уже начата реализация ряда инфраструктурных проектов в рамках развития транспортных коридоров:
реконструкция пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
строительство объектов федеральной собственности и энергетической инфраструктуры в большом порту Зарубино.
В свободном порту Владивосток введен круглосуточный режим работы пунктов пропуска, установлены предельные сроки ожидания и таможенного контроля транспортных средств. Местом прибытия транзитных грузов из Китая определены морские порты Зарубино, Посьет, Владивосток, Славянка, Восточный и Находка.
В 2020 году предусматривается введение в эксплуатацию пограничного мостового перехода через реку Амур в районе гг.Благовещенск (Амурская область) и Хэйхэ протяженностью 1,3 километра. В 2021 году будет введен пограничный железнодорожный мостовой переход через реку Амур в районе населенных пунктов Нижнеленинское (Еврейская автономная область) и Тунцзян протяженностью 2,2 километра. В зоне их притяжения с российской стороны будут подготовлены площадки для размещения транспортно-логистических комплексов и объектов туристской индустрии.
Планируется подписание межправительственного соглашения о развитии международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", обеспечивающих конкурентные условия транзита грузов из северо-восточных провинций Китая через морские порты, расположенные на территории Приморского края.
В период реализации Программы пройдет согласование схемы развития инфраструктуры международных транспортных коридоров и определение механизмов ее финансирования.
Кроме того, в рамках реализации Программы будет проработан проект строительства новой автомобильной дороги вдоль Амурского залива с выходом на остров Русский, которая позволит сформировать Владивостокскую кольцевую автодорогу.
В целях повышения плотности транспортной инфраструктуры в Чукотском автономном округе планируется строительство ряда автомобильных дорог, в том числе автомобильной дороги Колыма -Омсукчан - Омолон - Анадырь и подъезда к г.Билибино.
В Камчатском крае ожидается завершение реконструкции автомобильной дороги Петропавловск - Камчатский - Мильково, которая является составной частью автодорожного маршрута Петропавловск-Камчатский - Усть-Камчатск, пересекающего всю южную часть полуострова Камчатка.
В Магаданской области планируется начать реконструкцию автомобильной дороги Палатка - Кулу - Нексикан, которая соединяет все золоторудные месторождения Яно-Колымской золоторудной провинции.
Начиная с 2025 года мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также сроки их реализации и объемы финансирования будут определены при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий плановый период при условии наличия источников финансирования указанных мероприятий.
Наряду с транспортной доступностью ключевое значение для Дальнего Востока имеет информационная доступность.
В настоящее время оказывается государственная поддержка операторам связи, оказывающим услуги доступа к сети "Интернет" на территории Чукотского автономного округа.
Будут подключены к сети передачи данных, обеспечивающей доступ к единой сети передачи данных и (или) к сети "Интернет" 6767 организациям - это фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, государственные (муниципальные) образовательные организации, реализующие программы общего образования и (или) среднего профессионального образования, органы государственной власти, органы местного самоуправления, территориальные избирательные комиссии и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, пожарные части и пожарные посты, участковые пункты полиции, территориальные органы Росгвардии и подразделения (органы) войск национальной гвардии, в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции, федеральные бюджетные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, государственные и муниципальные организации культуры.
Будут оказаны услуги по подключению 71 объекта телерадиовещания по волоконно-оптическим линиям связи для обеспечения доставки телевизионного контента и создания сети беспроводного широкополосного доступа.