МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 февраля 2020 года N 143

Об утверждении Методических рекомендаций по проверке готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предназначению в паводкоопасный период, а также в пожароопасный сезон 2020 года



В соответствии с протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 16 января 2020 г. N Пр-111 по вопросу "О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации паводков и природных пожаров в 2020 году"

предлагаю:

1. Утвердить Методические рекомендации по проверке готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предназначению в паводкоопасный период, а также в пожароопасный сезон 2020 года согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
В.Н.Яцуценко



УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением МЧС России
от 27 февраля 2020 года N 143



Методические рекомендации по проверке готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к действиям по предназначению в паводкоопасный период, а также в пожароопасный сезон 2020 года

I. Общие положения

     

1.1. Основание для проведения проверки:

Протокол оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 16 января 2020 г. (поручение Президента Российской Федерации от 16 января 2020 г. N Пр-111), приказ МЧС России.

Настоящие методические рекомендации разработаны для организации деятельности должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов МЧС России.

1.2. Цели проверки:

организация работы по выполнению требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и контролю за их исполнением;

организация работы по выполнению требований законодательных, нормативных правовых, распорядительных и иных руководящих и нормативных актов, изданных субъектом Российской Федерации, Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России), администрациями муниципальных образований, Комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней (далее - КЧС и ОПБ) и органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) при подготовке к паводкоопасному периоду и пожароопасному сезону;

проверка реальности и эффективности механизмов и порядка привлечения сил и средств, необходимых для защиты населенных пунктов и социальной инфраструктуры от природных пожаров, а также для выполнения противопаводковых мероприятий, включая вопросы финансового и материально-технического обеспечения;

проверка готовности органов управления и сил РСЧС к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон;

оказание методической помощи органам исполнительной власти, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов защиты населения и территорий при угрозе (возникновении) чрезвычайных ситуаций.

1.3. Состав проверяемых:

Проверка проводится во всех субъектах Российской Федерации.

Проверка с привлечением должностных лиц центрального аппарата МЧС России проводится в субъектах Российской Федерации:

1. Определенных решением Министра МЧС России от 30.01.2020 N 2-4-46-273-ВЯ (далее - субъекты Российской Федерации, проверяемые центральным аппаратом МЧС России);

2. Определенных решением Министра МЧС России (заместителем Министра МЧС России), принимаемым в соответствии с Комплексным планом основных мероприятий МЧС России на 2020 год, утвержденным приказом МЧС России от 28.12.2019 N 811.

В проверке могут принимать участие:

должностные лица структурных подразделений центрального аппарата МЧС России;

подразделения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (учреждений), специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, лесных и водных отношений;

ГУ МЧС России;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, подведомственные им организации и учреждения, в компетенцию которых входит организация и проведение противопаводковых и противопожарных мероприятий;

координационные органы управления, органы повседневного управления, постоянно действующие органы управления РСЧС, силы и средства территориальных подсистем (далее - ТП) РСЧС и их звеньев (2-4 органа управления подсистемы, организации, объекта по согласованию с администрацией субъекта Российской Федерации).

1.4. Сроки проведения проверки: до 3-х суток на проверяемый субъект Российской Федерации.

1.5. Состав рабочей группы:

1.5.1. В субъектах Российской Федерации, проверяемых должностными лицами центрального аппарата МЧС России:

старший (руководитель) рабочей группы (далее - РГ) - руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения центрального аппарата МЧС России;

члены РГ - представители от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (по согласованию).

При необходимости допускается привлечение сотрудников проверяемого ГУ МЧС России.

1.5.2. В субъектах Российской Федерации, за исключением проверяемых центральным аппаратом МЧС России:

старший (руководитель) РГ - начальник ГУ МЧС России;

члены РГ - представители от структурных подразделений ГУ МЧС России, представители территориальных подразделений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в области лесных и водных отношений (по согласованию).

1.6. В ходе проверки работа организуется:

в подразделениях органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (учреждений), специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также задействованных в обеспечении мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод и недопущению возникновения природных пожаров;

в ГУ МЧС России;

в подразделениях ГУ МЧС России;

в Единых дежурных диспетчерских службах (далее - ЕДДС) муниципальных образований (документы, проверяемые в ЕДДС муниципального образования указаны в приложении N 1);

на аэродромах базирования воздушных судов привлекаемых к обеспечению мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод и недопущению возникновения природных пожаров;

на складах хранения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на стационарных или развернутых мобильных (при их наличии) пунктах временного размещения (далее - ПВР) населения;

в других организациях и на объектах, обеспечивающих безопасность населения и социальной инфраструктуры в период прохождения паводкоопасного периода и пожароопасного сезона, а также на объектах, попадающих в зону возможных подтоплений или природных пожаров.

II. Организация и проведение проверки


Проверка проводится в 2 этапа.

В ходе 1-го этапа: проводится работа в администрации субъекта Российской Федерации и её подразделениях, ГУ МЧС России, которая предполагает:

участие в заседаниях КЧС и ОПБ (если мероприятия спланированы заранее);

согласование подлежащих проверке муниципальных образований, организаций (объектов);

работу с руководящими и планирующими документами в подразделениях администрации субъекта Российской Федерации, отвечающих за организацию безопасности населения и социальной инфраструктуры в период прохождения паводкоопасного периода и пожароопасного сезона.

Проверяются вопросы организации планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период и пожароопасный сезон, в том числе:

нормативные акты администрации субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, ГУ МЧС России, организации (учреждения) о выполнении комплекса мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод и прохождению пожароопасного сезона (постановления, распоряжения, приказы, решения и другие распорядительные документы);

решения координационных органов РСЧС (протоколы, решения) о планировании, подготовке и проведении мероприятий по обеспечению безопасного прохождения паводкоопасного периода и пожароопасного сезона;

планирующие документы, полнота и качество их отработки, анализ выполнения спланированных мероприятий (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации, план по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде на территории субъекта Российской Федерации, план предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории субъекта Российской Федерации, сводный план тушения природных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, планы тушения природных пожаров лесничеств, документы по планированию противопаводковых мероприятий, документы по планированию противопожарного обустройства лесов и т.д.);

документы по организации информационного взаимодействия (порядок обеспечения координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и гражданской обороны (далее - ГО) (в том числе управления силами и средствами РСЧС, силами и средствами ГО), организации информационного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, соглашения и регламенты об информационном обмене между МЧС России с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, организациями и учреждениями));

организации разработки и реализации региональных целевых программ в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

внедрения в работу ЕДДС муниципальных образований современных информационных систем, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", АПК "Безопасный город", информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (далее - ИСДМ-Рослесхоз);

создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

поддержания в готовности органами исполнительной власти аварийно-спасательных формирований, обеспечение их необходимым оборудованием, средствами защиты и спасания;

обеспечения подразделений пожарной охраны современными высокоэффективными средствами тушения пожаров, аварийно-спасательным оборудованием;

готовности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также по их оснащению техническими средствами и экипировкой (при проведении практических мероприятий).

Примерный перечень документов, подлежащих проверке указан в приложениях NN 2-4.

В ходе 2-го этапа: проводится практическая проверка элементов готовности сил и средств РСЧС к выполнению задач по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон и проверяются вопросы:

организации сбора личного состава группировки РСЧС (ГУ МЧС России, личный состав организаций (учреждений), входящих в состав ТП РСЧС (2-4 организации);

отработки органами управления ТП РСЧС практических действий по приведению сил и средств РСЧС в готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развёртывания и организации работы оперативных групп ЦУКС территориального органа МЧС России и пожарно-спасательного гарнизона (место и порядок организации работы определяет руководитель РГ);

организация взаимодействия с органами местного самоуправления и звеньями ТП РСЧС;

организации сбора, обработки, обмена и выдачи информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

использования современных информационных систем при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. своевременное доведение прогноза, моделирование развития чрезвычайных ситуаций с использованием данных космического мониторинга;

проверки соответствия спланированной и действительной численности личного состава группировки, укомплектованности её автомобильной, инженерной и специальной техникой, оснащенности экипировкой, снаряжением и т.д.;

готовности органов управления и сил РСЧС к действиям по предназначению;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

планирования в соответствии с требованиями руководящих документов мероприятий по подготовке и организации эвакуации населения в безопасные районы, размещения эвакуируемого населения и возвращения его в места постоянного проживания после ликвидации чрезвычайной ситуации (актуализированный перечень ПВР на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, решения КЧС и ОПБ по созданию и оснащению ПВР, акты проверок готовности ПВР, соответствие ПВР Методическим рекомендациям по созданию, оборудованию и эксплуатации стационарных и быстровозводимых пунктов временного размещения населения и другие документы);

организации оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации (наличие элементов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН), мобильных комплексов информирования и оповещения населения (далее - МКИОН) и комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), порядок привлечения средств массовой информации, другие способы);

иные вопросы организации и обеспечения противопаводковых и противопожарных мероприятий.

Сбор аэромобильных группировок (далее - АМГ), сил ТП РСЧС, а также выход и развертывание подвижных пунктов управления осуществляются по согласованию с руководителем РГ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»