Действующий

О направлении инструктивно-методического письма

6. Современные методики реализации среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на основе практик субъектов Российской Федерации


С целью повышения качества освоения среднего общего образования в пределах ООП СПО, а также усиления мотивации обучающихся в процессе реализации общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях субъектов Российской Федерации используется широкий спектр методик и технологий преподавания.

Применение современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала студентами, повышает интерес к изучаемым дисциплинам, а также позволяет заложить основу для освоения дисциплин профессионального цикла.

ФГОС СПО предъявляет высокие требования к современному выпускнику. Сокращение сроков обучения, большие объемы информации и жесткие требования к практическому опыту, умениям, знаниям и компетенциям обучающихся должны обеспечиваться современными условиями, а реализовываться за счет современных методик и технологий.

Региональный опыт насыщен современными практиками работы преподавателей общеобразовательных дисциплин. В субъектах отмечается, что новым видом деятельности преподавателя является умение сочетать в методике преподавания общеобразовательных дисциплин практик ориентированную составляющую и развитие познавательных потребностей, организацию поиска новых знаний.

Так, в Оренбургской области отмечено, что на занятиях по учебным дисциплинам "Естествознание", "География", "Химия", "Биология" оправданно применение таких образовательных технологий, как технология сотрудничества, технология развития критического мышления, проблемного и личностно-ориентированного обучения. Это способствует более эффективному восприятию учебного материала обучающимся, повышают интерес к изучаемым дисциплинам. В процессе обучения "Химии" и "Физики" особое значение исследовательские методы.

Технология сотрудничества реализует гуманистический подход в педагогической деятельности. Она направлена на работу обучающихся в малых группах и способствует развитию системно - деятельностных компетенций обучающихся, таких, как заинтересованность, умение идти на определенный компромисс, интеллектуальная терпимость, умение слушать, и отстаивать позицию, эмпатия, лабильность, гибкость мышления, культура речи.

Технология развития критического мышления позволяет обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно размышлять о полученных знаниях. В рамках данной технологии используются различные приемы работы с учебной литературой, где применяются активные методы чтения: записи по мере осмысления материала, составление плана и графическое оформление полученной информации. Технология критического мышления способствует формированию у обучающихся исследовательской деятельности и управление информацией. Данная технология успешно применяется при изучении таких дисциплин, как "Литература", "История", "Обществознание", "Право", "Иностранный язык", "ОБЖ".

Также в Оренбургской области успешно применяются игровые технологии, которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактических, деловых, ролевых. Игровые технологии формируют у обучающихся компетенции, связанные с выстраиванием отношений с окружающими, формируют правильную речь, бесконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение убеждать, умение управлять своим временем, что позволяет установить устойчивый контакт в коллективе.

К данной технологии относится геймификация, когда правила игры переносятся в реальный мир. Данная технология формирует у участников мотивацию к соблюдению утвержденных правил и вынуждают поступать взвешенно и качественно, оценивать себя в сравнении с другими.

Коучинг, когда целью применения данной технологии педагогами является возможность помогать обучающимся учиться осознанно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания. Используя коучинг, педагог помогает студенту понять свои возможности и ресурсы, определить цели, поставить задачи, используя проблемы.

Кейс-метод способствует формированию умений решать различные проблемные ситуации, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой возможно в дальнейшем придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Применяя данный метод в качестве метода конкретных ситуаций, педагоги предусматривают работу по активному проблемно-ситуационному анализу, основанному на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций, как типичных, так и нетипичных.

На занятиях физической культуры успешно применять технологию дифференцированного физкультурного образования. Данная технология направлена на физическое формирование обучающегося посредством развития индивидуальных способностей, выносливости, что является одним из важных качеств специалиста при выполнении профессиональных обязанностей.

Учитывая образовательные потребности обучающихся, одним из предложений является включение в программу физической культуры раздела "Фитнес": изучение функционального состояния человека с использованием "умных" браслетов и "умных" весов.

В образовательном процессе республики Башкортостан сформирован банк современных методик и технологий преподавания по общеобразовательным дисциплинам, среди которых используются: проектные технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии (ролевые и деловые игры), кейс-технологии, модульные технологии, технологии развития критического мышления, технологии развивающего обучения, интерактивные методы обучения, модульное обучен6ие, метод рефлексии, метод мозгового штурма.

В рамках преподавания общеобразовательных дисциплин в колледжах Омской области преподаватели используют следующие современные технологии:

технологии сотрудничества;

технологии проектного обучения;

технологии интерактивных методов обучения;

технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;

Преподаватели активно применяют технологии критического мышления, которые позволяют студентам самостоятельно определять и формулировать цели обучения, осуществлять активный поиск информации и осознанно размышлять о полученных знаниях. В рамках данной технологии используются различные приемы работы с учебной литературой, применяются активные методы чтения:

- запись ключевой информации по мере осмысления материала:

- отбор наиболее значимой информации общего объема;

- отбор наиболее значимой информации из общего объема;

- выделение смысловых единиц текста;

- составление плана и графическое оформление полученной информации.

Многие регионы отмечают, что особенность преподавания общеобразовательных дисциплин состоит в необходимости учета разницы в входном уровне общеобразовательной подготовки студентов одной группы, а также учета профессиональной направленности осваиваемой ООП СПО. Учет образовательных потребностей обучающихся осуществляется посредством внедрения дифференцированных разноуровневых заданий в сочетании с индивидуально подобранными активными и интерактивными методами и внеаудиторной работой. Одновременно с этим учет индивидуальных особенностей позволяет выявить и опережающе начать формировать ряд общих компетенций, в том числе основ финансовой грамотности, антикоррупционной культуры и др.

В целях учета образовательных потребностей обучающихся в педагогами Ярославской области в качестве эффективного инструмента мотивации обучающихся для студентов первого курса в рамках освоения общеобразовательного цикла предложены предметные олимпиады, развитие которых может сформировать интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выраженность дифференцированного подхода усиливается. Для данной категории обучающихся необходимо применять персонифицированные методики преподавания общеобразовательных дисциплин, учитывающие особенности нозологии обучающегося. Определенные эффекты для данной категории лиц дают бинарные уроки.