Действующий

О направлении инструктивно-методического письма

5. Организация получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных организациях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования


При реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) учитывается получаемая профессия или специальность.

Организация образовательной деятельности по освоению среднего общего образования предусматривает дифференциацию содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей. Изучение учебных предметов на углубленном уровне ориентировано преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Образовательные организации самостоятельно определяют профиль ООП СПО в соответствии со спецификой профессии, специальности, руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199.

В зависимости от профиля, установленного для ООП СПО, определяются для углубленного изучения соответствующие предметы. К примеру, в технологическом направлении - это математика, физика, информатика. Преподавателями определяются темы для углубленного изучения с ориентацией на избранную профессию/ специальность, студентам предлагаются задачи и практические работы профессиональной направленности.

Образовательная организация вправе предусмотреть освоение общеобразовательных дисциплин полностью или частично в дисциплинах общепрофессионального и других циклов ООП СПО. В этом случае необходимо распределить все личностные, метапредметные и предметные результаты, определенные в ФГОС СОО по конкретным дисциплинам ООП СПО.

В соответствии с требованиями ФГОС СОО образовательные организации при разработке учебных планов ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования обеспечивают освоение результатов заявленных в ФГОС СОО, для чего формируется общеобразовательный цикл, включающий общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору), из обязательных предметных областей:

N

Предметная

Дисциплины

область

Базовый уровень

Углубленный уровень

1.

Русский язык и

Русский язык

Русский язык

литература

Литература

Литература

2.

Родной язык и родная литература

Родной язык
Родная литература

3.

Иностранный язык;

Иностранный язык

Иностранный язык

Второй иностранный язык

Второй иностранный язык

4.

Общественные

Обществознание

науки

История (Россия в мире)

История

Право

Экономика

Право

География

Экономика

География

5.

Математика и

Математика

Математика

информатика

Информатика

Информатика

6.

Естественные

Физика

Физика

науки

Химия

Химия

Биология

Биология

Естествознание

Астрономия

7.

Физическая

Физическая культура

Физическая культура

культура, экология и

Экология

Экология

основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

________________

В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования должен содержать 11-12 дисциплин и предусматривать изучение не менее одной общеобразовательной дисциплины из каждой предметной области. Из них не менее 3 дисциплин изучаются углубленно с учетом профиля ООП СПО.

При необходимости образовательная организация может увеличить количество дисциплин.

В учебные планы ООП СПО включают дополнительные дисциплины по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией, в том числе из обязательных предметных областей, учитывающие специфику и возможности образовательной организации и профиля осваиваемой профессии/специальности.

Дисциплинами по выбору могут быть:

"Профессиональное самоопределение (введение в профессию/специальность)"

"Искусство";

"Мировая художественная культура";

"Технология";

"Экология края";

"История края";

"Основы проектной деятельности" и др.

На этапе формирования учебного плана определяется дисциплина(ы) общеобразовательного цикла, в рамках которой(ых) будет выполняться индивидуальный проект. После ознакомления с методологией проектной деятельности, студенты приступают к работе над индивидуальным проектом в режиме самостоятельной работы по конкретной дисциплине(ам). Лучшие проекты обучающихся могу быть рекомендованы для участия в конкурсах исследовательских и проектных работ.

При формировании учебных планов общими для включения в общеобразовательный цикл для всех учебных планов являются учебные дисциплины: "Русский язык" и "Литература" (или "Русский язык и литература"), "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".

Общеобразовательные учебные дисциплины по выбору из обязательных предметных областей образовательные организации определяют самостоятельно с учетом профиля, специфики профессии/ специальности.

Учебное время, отведенное на теоретическое обучение, образовательные организации распределяют на учебные дисциплины общеобразовательного цикла ООП СПО - общие и по выбору из обязательных предметных областей, изучаемые на базовом и профильном уровнях, и дополнительные по выбору обучающихся, предлагаемые образовательной организацией.

Углубление и расширение знаний и умений, полученных студентами при освоении дисциплин общеобразовательного цикла осуществляется за счет других циклов: общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественно-научного цикла, а также средствами отдельных дисциплин профессионального цикла.

Образовательные организации в учебных планах ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования при формировании содержания общеобразовательного цикла вправе уточнять состав общеобразовательных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей, а также часы на их изучение, учитывая специфику ООП СПО по осваиваемой профессии или специальности.

Образовательные организации оценивают качество освоения дисциплин общеобразовательного цикла ООП СПО в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.