Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

ПИСЬМО

от 6 июля 2020 года N 3.5-25/376

[О дистанционном обучении]



В адрес Комитета Государственной Думы по образованию и науке, депутатов Государственной Думы поступают многочисленные обращения граждан, в которых высказывается несогласие с введением "дистанционного обучения", "утверждением цифровой школы как безальтернативной", высказываются опасения в том, что использование дистанционного обучения станет обязательным. Во многих обращениях содержатся развернутые обоснования точки зрения авторов, которые говорят о недостаточной научной проработке используемых инструментов, рисках для здоровья обучающихся.

Комитет Государственной Думы по образованию и науке обращает внимание на то, что Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) такие понятия как "дистанционное обучение", "цифровая школа" и аналогичные им не установлены. В Законе об образовании регламентировано только использование понятий "дистанционные образовательные технологии" и "электронное обучение". Например, в части 2 статьи 13 определяется, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Детальная регламентация реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий представлена в статье 16 Закона об образовании.

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 2, 3. - Ред.

В обращениях граждан содержится требование отклонить законопроект N 868839-7 "О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Комитет обращает внимание на то, что указанный законопроект был внесен Правительством РФ, принят Государственной Думой (в третьем чтении) 27 мая 2020 г., одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 г. Президент РФ В.В.Путин 8 июня 2020 г. подписал Федеральный закон N 164-ФЗ, принятый палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2020. - N 19. - С.25-26. - Ред.

При его подготовке ко второму чтению статья 108 Закона об образовании была дополнена частью 17 следующего содержания: "При угрозе возникновения и(или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части: 1) реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.".

Таким образом, указанные изменения применяются только при реализации профессиональных образовательных программ и ни в коей мере не делают использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обязательной процедурой. Принятые нормы могут применяться только при угрозе возникновения и(или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части и если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.

Авторы многих обращений предлагают "разработать законопроект, гарантирующий получение нашими детьми традиционного образования всех уровней, как основного, так и дополнительного. Устранить существующие правовые пробелы, дающие возможность образовательной организации применять дистанционные образовательные технологии и электронное обучение бесконтрольно и в одностороннем порядке, не учитывая мнение родителей и обучающихся.". В связи с этим Комитет отмечает, что согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" во всех случаях, за исключением чрезвычайных ситуаций и невозможности переноса сроков обучения, при применении образовательными организациями дистанционных образовательных технологии и электронного обучения должно учитываться мнение родителей и обучающихся.

Авторы многих обращений также просят "инициировать масштабное независимое междисциплинарное исследование по безопасности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий до принятия решения об их широком использовании. Программу исследования и его результаты согласовать с научным, экспертным и родительским сообществом, общественными палатами, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.".

Комитет разделяет высказанные авторами обращений опасения равно как и необходимость проведения соответствующих исследований. 19 июля 2019 г. Комитетом был проведен круглый стол на тему "Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников". Участники круглого стола констатировали недостаток достоверной и научно обоснованной информации:

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2019. - N 32. - С.17-37. - Ред.

об уровнях воздействия ряда факторов на здоровье обучающихся (электромагнитные излучения, освещение, акустические воздействия, физические, информационные, интеллектуальные нагрузки), их влиянии на функциональное состояние организма детей и развитие школьно обусловленных болезней и состояний;

о состоянии популяционного здоровья детского населения России, региона, школы, о санитарно-эпидемиологическом благополучии обучающихся, распространенности школьных факторов риска здоровью детей, что затрудняет принятие адекватных управленческих решений в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся.

***


При Комитете Государственной Думы по образованию и науке действуют экспертный совет по информационным технологиям в сфере образования и науки, а также рабочая группа по совершенствованию законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, возглавляемые первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке О.Н.Смолиным. Экспертный совет в период осенней сессии 2020 года детально рассмотрит и проанализирует предложения, содержащиеся в поступивших обращениях граждан, сложившуюся правоприменительную практику, а рабочая группа по совершенствованию законодательства в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий подготовит предложения по законодательному совершенствованию использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Председатель Комитета
В.А.Никонов



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальные документы в образовании.

Бюллетень нормативных правовых актов,

N 21(737), июль 2020

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»