2. Актуальные вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решаемые с участием педагогических сообществ
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ).
В Концепции выделяется три этапа предупреждения правонарушений несовершеннолетних в зависимости от момента начала мер осуществления профилактического воздействия:
раннее предупреждение правонарушений;
непосредственное предупреждение правонарушений;
предупреждение рецидива.
При этом важнейшую роль в профилактической работе играет раннее предупреждение, так как оно предполагает создание социальной ситуации развития несовершеннолетнего в направлении нормы, социально-психологического заслона на пути к отрицательным импульсам и устремлениям в его поведении, совершения им правонарушений.
Профилактическую работу должна способствовать повышению уровня жизни, формированию окружения, которое обеспечивает развитие нравственных ценностей, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию несовершеннолетних.
Развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних тесно связано с задачами, решаемыми в соответствии с федеральными стратегическими документами.
Значимость развития системы профилактики безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), в том числе повторной, отражена в национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации.
Приоритетными направлениями в работе с детьми и подростками в рамках национальных проектов являются:
внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс;
внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей;
продвижение традиционных семейных ценностей;
снижение влияния бедности семей на детей, содействие сокращению воспроизведения детского неблагополучия;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства);
формирование здорового образа жизни, преодоление жизненных ограничений, асоциального поведения, детских суицидов и других причин потери детского населения.
Ряд из перечисленных направлений имеет непосредственное отношение к деятельности образовательных организаций и акцентируют внимание на наиболее сущностных моментах построения содержания учебно-воспитательного процесса.
Практика показывает, что профилактическая деятельность в образовательных организациях в большей мере направлена на детей и подростков, которые уже вступали в конфликт с законом, которые уже состоят на различных видах учета, или по решению суда обучаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого/открытого типа или отбыли (отбывают) наказание в местах лишения свободы.
С точки зрения профилактической деятельности, педагоги уделяют внимание, в основном, так называемым "трудным" подросткам или детям, находящимся в социально опасном положении.
Между тем выделение категории детей с трудностями в социальной адаптации (иначе дезадаптированных) является очень сложной задачей, поскольку критерии их определения в научной среде неоднозначны. Более того, грань между "трудными" и "обычными" подростками постепенно становится все более условной.
Поскольку образовательные организации являются одним из важнейших социальных институтов воспитания детей и молодежи, необходимо создание и развитие в них образовательной (воспитывающей) среды, предполагающей:
разработку и реализацию программы развития воспитательной компоненты в образовательной организации на основе требований федеральных государственных стандартов;
активное вовлечение детей в культурную и общественную жизнь;
поиск и применение эффективных средств и способов разрешения различных конфликтов, возникающих в образовательной среде;
внедрение технологий и практик на основе восстановительного подхода;