Действующий

О направлении методических рекомендаций по развитию деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Краткая информация о современном состоянии и развитии педагогических сообществ


Современное состояние педагогических сообществ характеризуется появлением новых типов образовательных сообществ, институций и научно-педагогических сообществ с целью поиска эффективных средств и технологий для применения в образовательной среде, развития и поддержки педагогических инициатив, способствует переводу накопленных инноваций в режим постоянно действующих. Формирование педагогических сообществ осуществляется на добровольной основе. Деятельность педагога в качестве члена педагогического объединения (сообщества) обеспечивает продуктивность его индивидуального профессионального развития и профессиональный рост.

Педагогические сообщества можно классифицировать следующим образом (классификация условная):

по организационно-правовым формам - методические объединения, ассоциации, лаборатории, методические кабинеты, учебные методические объединения, интернет-сообщества и другие);

по профилю деятельности - на основе отнесения к определенной предметной области или направлению (проблематике) профессиональной деятельности;

по юридическому статусу - имеющие государственную регистрацию (юридические лица) и функционирующие в соответствии с законодательством без оформления государственной регистрации;

по территориальной сфере деятельности - всероссийские, международные, региональные, межрегиональные, муниципальные (районные, городские межшкольные методические объединения, местные отделения общероссийских или региональных ассоциаций) методические объединения, внутришкольные (школьные творческие (проектные) группы, клубы, методические объединения и другие);

по численности - от нескольких участников объединений до сотен и тысяч участников.

В последние годы наиболее активно развиваются педагогические сообщества, деятельность которых строится на основе информационных технологий и сетевого взаимодействия (сетевые педагогические сообщества, интерактивные (виртуальные) методические кабинеты, другое).

В рамках деятельности сетевого педагогического сообщества осуществляется создание единого информационного пространства (профессиональной среды), доступного для каждого члена сообщества, организация профессионального общения и обмена опытом (форумы, чаты, видеоконференции, комментарии и консультации), проводится дистанционное обучение, профессиональные конкурсы, обеспечивается создание методической библиотеки и распространение эффективных практик.

Сетевое взаимодействие - это такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообращения друг к другу в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети другими единицами. Нововведения при сетевой организации распространяются более быстро и носят эволюционный характер, что связано с индивидуальными интересами участников, непрерывным обменом информацией и опытом, и управление происходит не директивно, а конвенционально.

Сетевое взаимодействие осуществляется на основе принципов взаимности, равноправия участников сети, доверия, сетевой культуры, самоорганизации, самоопределения, ответственности и позволяет участникам реализовывать предоставляемые возможности в рамках общего информационного пространства на основе механизмов сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие содержит в себе огромный потенциал для обобщения, систематизации и реализации ресурсов коллективной профессиональной деятельности, дает возможность использовать преимущества сети в повышении эффективности специалистов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Внедрение в современное образование информационно-коммуникационных технологий как необходимого инструмента развития механизмов формирования доступности и открытости образовательной среды, повышения эффективности оценки качества образования и действенности институтов общественно-государственного управления образовательными организациями позволяет расширить возможности распространения позитивных моделей профилактики правонарушений обучающихся, в том числе с привлечением родителей (законных представителей).

Механизм сетевого взаимодействия позволяет открыть свои наработки широкой общественности, ознакомить профессиональное сообщество, родителей (законных представителей) обучающихся с научной и инновационной работой образовательной организации, найти единомышленников, что будет способствовать распространению инноваций и поможет приобщить к практической деятельности широкие круги общественности.

При сетевом взаимодействии особо значимым является создание продуктов как результата деятельности субъектов педагогического сетевого сообщества. Эти продукты могут быть различны по своей форме, содержанию, направленности (проект, программа, пакет методических материалов, образовательный кейс (case-study), тематический сайт и другое).

В качестве критериев оценивания продуктов могут стать такие, как возможность использования продукта самим разработчиком или участниками сетевого взаимодействия, новизна предложенного методического материала (продукта); соответствие требованиям, доказанная эффективность, новые знания и технологии, которые были применены и другое.

Основными факторами, способствующими развитию деятельности сетевых педагогических сообществ, являются:

актуальная проблематика, совместный поиск и представление новых эффективных решений;

использование удобных сервисов (популярных, зарекомендовавших себя);

наличие возможностей для представления и продвижения инициатив, новых методических разработок.

Можно выделить следующие направления совершенствования сетевого взаимодействия педагогических сообществ:

развитие проектной культуры педагогических работников образовательных организаций в части разработки научно-методических и информационных ресурсов по вопросам разработки образовательных программ внеурочной деятельности обучающихся на основе сетевого взаимодействия педагогов образовательных организаций;

формирование и постоянное пополнение банка нормативно-правовых, научно-методических (методических) материалов по вопросам сопровождения и поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

представление педагогическими работниками образовательных организаций результатов научно-прикладных проектов в рамках научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, конкурсов, интернет-конференций и др.) по вопросам профилактики правонарушений развития системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с участием их родителей (законных представителей), в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий;

организацию стажировок педагогических работников;

распространение эффективного опыта работы педагогов через публикацию методических материалов, учебных пособий, рекомендаций по вопросу профилактики правонарушений несовершеннолетних, развития системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с участием их родителей (законных представителей), в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.

В качестве примера устойчивой деятельности профессионального сообщества можно привести опыт Всероссийской ассоциации восстановительной медиации (далее - Ассоциация ВМ). Ассоциация ВМ действует более 10 лет, развивает в России идеи и технологии восстановительного правосудия, осуществляя поддержку специалистов, работающих в рамках восстановительного подхода, а также территориальных и школьных службы примирения. Ассоциация объединяет команды специалистов более чем 25 регионов.