Целью Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р (далее - Концепция), является создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и(или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (Федеральный закон N 120-ФЗ, ст.2).
________________
См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 31, 32. - Ред.
Важнейшую роль в деятельности по разработке, внедрении и продвижении эффективных технологий и методов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышении профессиональных компетенций педагогических работников и развитии информационно-методического обеспечения системы профилактики играют профессиональные педагогические сообщества.
Методические рекомендации содержат сведения о современном состоянии и тенденциях развития педагогических сообществ, актуальных направлениях деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в контексте реализации национальных проектов, реализуемых с участием педагогических сообществ.
Настоящие методические рекомендации направлены на совершенствование и развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях, повышение эффективности профилактической работы с несовершеннолетними.
Методические рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в сфере образования, и образовательных организаций.
В настоящих методических рекомендациях использованы следующие ключевые понятия:
Профессиональное сообщество - это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности.
Педагогическое сообщество - это группа людей педагогической профессии, объединенная определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между ее членами.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Социализация - процесс и результат усвоения человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.