ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

от 15 июля 2020 года

Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год)



I. Введение


Одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в сфере образования является создание условий для максимальной реализации образовательного потенциала инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ).

В настоящее время в рамках модернизации российского образования ставится задача создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе профессионального, для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Получение профессионального образования является важной составляющей профессиональной самореализации, повышения социального статуса и защищенности инвалидов и лиц с ОВЗ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее - образовательные организации, организации), в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов указанных организаций, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Данное руководство разработано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в целях осуществления мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований в части обеспечения прав инвалидов и лиц с ОВЗ.

II. Основные понятия, используемые в Руководстве


Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:

1) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

2) лицо с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

3) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах;

4) специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ОВЗ;

5) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

6) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

7) психолого-медико-педагогическая комиссия - это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно.

III. Основные нормативные правовые акты, содержащие правила приема на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) (часть 3 статьи 55, части 5-9 статьи 71);

Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 (подпункт "а" пункта 3);

Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 15 мая 2020 г. N 236 (далее - Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования);

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 (далее - Порядок приема на обучение по основным общеобразовательным программам);

Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. N 1147 (далее - Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования);

Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 N 13 (далее - Порядок приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре);

Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36 (далее - Порядок приема на обучение по образовательным программам СПО);

Перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, утвержденный приказом Минобрнауки от 30 декабря 2013 г. N 1422;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки, утвержденный приказом Минкультуры России от 12 января 2015 г. N 1 (далее - Порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки);

Порядок приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 13 августа 2019 г. N 602 (далее - Порядок приема на подготовительные отделения);

Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год, утвержденные приказом Минобрнауки России от 15 июня 2020 г. N 726 (далее - Особенности приема на обучение по программам ВО);

Особенности приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2020/21 учебный год, утвержденные приказом Минпросвещения России от 26 мая 2020 г. N 264 (далее - Особенности приема на обучение по программам СПО);

Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785.

IV. Рекомендации по соблюдению обязательных требований при организации приема на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

     

4.1. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам, по образовательным программам дошкольного образования

Часть 3 статьи 55 Закона об образовании содержит требования к особому порядку приема детей на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе - только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Указанная норма закреплена также в пункте 17 Порядка приема на обучение по основным общеобразовательным программам.

Пунктом 10 Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования также предусмотрен прием на обучение детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

При поступлении даже одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, которому в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, образовательная организация должна реализовать рекомендованные условия.

Адаптированная основная общеобразовательная программа, адаптированная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с определением, данным пунктом 28 статьи 2 Закона об образовании, разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Закона об образовании, а также в соответствии с пунктом 7 Порядка приема на обучение по основным общеобразовательным программам организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.

Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации организации, ее уставом, с образовательными программами и документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями обучающихся согласно пункту 13 Порядка приема на обучение по основным общеобразовательным программам фиксируется в заявлении о приеме и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.

Подписью родителей (законных представителей) ребенка фиксируется также согласие на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования также предусмотрена обязанность образовательной организации ознакомить родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанников.

Копии указанных документов, информация о сроках приема документов размещаются на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - информационный стенд, официальный сайт).

Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с указанными документами фиксируется в заявлении о приеме в образовательную организацию и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.

4.2. Организация приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и частью 4 статьи 68 Закона об образовании прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным.

Порядок приема на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования, а также особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с частью 8 статьи 55 Закона об образовании федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Информирование поступающих и прием документов на обучение


Особенностями приема на обучение по программам СПО изменены сроки завершения приема документов на обучение.

Очная форма обучения. Завершение приема документов - 25 августа.

Прием документов по программам по специальностям, требующим у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, завершается 15 августа.

При наличии свободных мест в организации прием документов, в том числе по программам по специальностям, требующим у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, продлевается до 25 ноября.

Очно-заочная и заочная формы обучения. Сроки приема документов устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

Особенностями приема на обучение по программам СПО предусмотрена подача поступающим заявления о приеме с приложением документов, необходимых для поступления, и уведомление о намерении обучаться двумя способами:

1) через операторов почтовой связи общего пользования;

2) в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов):

посредством электронной почты организации или электронной информационной системы организации, в том числе с использованием функционала официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - электронная информационная система организации) или иным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

с использованием функционала (сервисов) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, являющихся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, созданными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (при наличии).

Сведения о необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний указываются инвалидом, лицом с ОВЗ в заявлении о приеме, дополнительно представляется документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий (пункты 21.3 и 22 Порядка приема на обучение по образовательным программам СПО).

Важно! Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования лиц с ОВЗ осуществляется согласно части 8 статьи 79 Закона об образовании на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Адаптированной образовательной программой определяются содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения лиц с ОВЗ, а для инвалидов содержание и условия образования формируются также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования лиц с ОВЗ осуществляется образовательной организацией с учетом индивидуальных особенностей таких обучающихся.

Обращаем внимание! В соответствии с пунктом 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464, образовательные программы среднего профессионального образования подлежат ежегодному обновлению с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»