Действующий

Об утверждении Правил по охране труда в морских и речных портах

V. Требования охраны труда, предъявляемые к выполнению работ (осуществлению производственных процессов), эксплуатации технологического оборудования и организации рабочих мест

42. Перегрузочные машины, съемные грузозахватные приспособления и сменные грузозахватные органы должны использоваться только по прямому назначению.

Перегрузочные машины должны иметь ясные обозначения регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего технического освидетельствования.

43. Движущиеся, токоведущие, нагревающиеся части перегрузочных машин и оборудования должны быть закрыты прочно укрепленными съемными ограждениями, допускающими удобный и безопасный осмотр и смазку. Снятые на время проведения профилактических, ремонтных или других работ ограждения должны быть вновь установлены на место по окончании работ.

Снимать ограждения во время работы перегрузочных машин и оборудования запрещается.

44. При снятии или отключении предохранительных устройств перегрузочных машин (концевых выключателей, тормозных устройств, приборов безопасности) возможность пуска машин должна быть исключена.

45. Подъем и перемещение перегрузочными машинами грузов, масса которых неизвестна или превышает грузоподъемность машин (с учетом массы съемного грузозахватного приспособления или сменного грузозахватного органа), запрещаются.

46. Ответственность за организацию правильной строповки и безопасное опускание (подъем) перегрузочной машины в трюм (из трюма), а также за установку перегрузочной машины на рабочее место возлагается на работника, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ.

47. При перерывах в работе или по окончании работы кран (перегружатель) должен быть установлен в положение, исключающее самопроизвольное движение, доступ посторонних лиц к рычагам управления и повреждение механизмов при маневрах судов, вагонов и от действия ветровых нагрузок.

Запрещается оставлять без наблюдения перегрузочные машины с работающим двигателем, кроме машин, работающих в автоматическом режиме.

48. При обнаружении неисправности перегрузочной машины работа машины должна быть немедленно прекращена. О прекращении работы должен быть поставлен в известность руководитель работ.

Возобновление работы машины допускается после устранения неисправности с разрешения руководителя работ.

49. Работа машин на гусеничном ходу на причалах, пирсах и эстакадах ближе 2 м от их края запрещается.

50. Береговые грузоподъемные краны (далее - краны), передвигающиеся по рельсовым путям, должны быть оборудованы противоугонными устройствами.

Перед началом движения крана машинист крана обязан подать звуковой сигнал.

51. Работа кранов при непосредственном участии работников в строповке (расстроповке) грузов допускается при скорости ветра не более 15 м/с.

52. Работа автомобильных и пневмоколесных кранов во время грозы запрещается.

53. При работе кранов, оснащенных грейферами или грузоподъемными электромагнитами, запрещается нахождение работников и производство каких-либо работ в зоне действия кранов.

54. Допуск в зону работы крана с грузозахватными устройствами дистанционного управления для осмотра, приемки или передачи груза разрешается только после опускания груза и остановки крана.

55. При производстве погрузочно-разгрузочных работ в условиях отсутствия или недостаточной видимости зоны размещения грузов должны назначаться сигнальщики.

56. В случае отсутствия непосредственной зрительной связи между работником, работающим на кране, и сигнальщиком должен назначаться второй сигнальщик либо должна использоваться радиосвязь.

57. При перегрузке навалочных грузов грейфером допускается работа крана без сигнальщика при условии хорошего обзора всей рабочей зоны и отсутствия работников в трюме судна и в зоне работы крана.

58. В случае осуществления погрузочно-разгрузочных работ кранами, оснащенными сменными грузозахватными органами с дистанционным управлением, и при хорошем обзоре всей рабочей зоны допускается работа без сигнальщика на складских и вагонных операциях. При этом должны быть приняты меры, исключающие доступ работников в зону работы кранов.

59. При снятии контейнеров с контейнеровозов, прицепов, ролл-трейлеров на складских площадках контейнерных перегрузочных комплексов допускается работа без сигнальщика при условии оборудования кранов видеосистемами, обеспечивающими обзор всей рабочей зоны, в том числе площадок, на которые устанавливается контейнер.

60. Знаковая сигнализация осуществляется жестами по установленной работодателем системе сигнализации. Допускается применение радиосвязи.

Запрещается подача команд крановщику голосом или неустановленными сигналами кроме команды "Стоп" (остановка всех движений), которая должна исполняться крановщиком немедленно, независимо от того, кем и как она подана.

61. При плохой видимости, когда крановщик не различает команды сигнальщика или не видит перемещаемый груз, работа крана должна быть прекращена.

62. Перемещение груза двумя кранами должно производиться в соответствии с рабочей технологической картой (далее - РТК) под непосредственным руководством должностного лица, ответственного за безопасное производство работ.

63. Спаренная работа кранов должна выполняться с применением специальных траверс (балансиров), при помощи которых распределяется нагрузка между кранами, по командам сигнальщика и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.