1. Правила по охране труда в морских и речных портах (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и выполнению погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, а также к работам по обеспечению перегрузочных процессов и перевозке работников по территории портов и акватории судами портового флота (далее соответственно - порт, портовые работы).
Работы по перегрузке, складированию, хранению жидких и газообразных грузов, транспортируемых наливом, а также производство работ на нефтебазах, в автогаражах, ремонтно-механических мастерских, на ремонтно-строительных участках морского или речного порта проводятся с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими требования по перегрузке, складированию, хранению указанных грузов и к производству работ.
Работы по перегрузке, складированию, хранению опасных грузов осуществляются с учетом Международного морского кодекса по опасным грузам.
________________
Международный морской кодекс по опасным грузам (опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201707280021, 28 июля 2017 г.) (далее - Международный морской кодекс по опасным грузам).
Классификация опасных грузов установлена Международным морским кодексом по опасным грузами, главой 2.1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ).
________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 14 февраля 1994 г., N 7, ст.508).
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 590 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст.3233).
2. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - физическими лицами и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими организацию и выполнение портовых работ (далее - работодатели), и работниками.
Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.
3. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации - изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении портовых работ (далее - организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, выполняющими портовые работы (далее - работники), представительного органа (при наличии).
4. В случае применения технологического оборудования, технологической оснастки и выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
5. Работодатель обязан обеспечить:
1) безопасность портовых работ, содержание технологического оборудования и технологической оснастки в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;
2) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
6. При выполнении портовых работ на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
1) движущихся портовых перегрузочных машин, промышленного транспорта, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых грузов;
2) падающих предметов (элементов технологического оборудования, перемещаемого груза);
3) повышенного уровня шума и вибрации;
4) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
5) недостаточной освещенности рабочей зоны;
6) повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
7) повышенного значения напряжения в электрических цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;
8) повышенного уровня статического электричества;
9) неблагоприятных климатических условий на открытых площадках (дождь, снег, туман, ветер);
10) расположения рабочих мест на высоте относительно поверхности рабочих площадок и водной поверхности;
11) физических перегрузок;