На данный момент в большинстве российских образовательных организаций процессы цифровизации носят несистемный характер. В то же время есть отдельные прецеденты, связанные с изучением и трансляцией отечественного и мирового опыта, а также проводятся экспериментальные работы по использованию цифровых технологий в различных процессах общеобразовательной организации.
Стоящие перед отраслью образования задачи цифровой трансформации требуют формирования новых моделей "цифровых" организаций с новыми подходами к реализации всех видов деятельности, базовых и вспомогательных процессов, новыми принципами взаимодействия участников образовательного процесса и новыми цифровыми сервисами.
В этих условиях крайне важным и актуальным является проведение исследований возможностей цифровых технологий в образовании, разработки видения условий их эффективного использования, учитывая скорость технологических изменений в современном мире и необходимость формирования новых компетенций обучающихся. Отдельное внимание должно быть уделено выявлению, формированию и трансляции успешных практик цифровой трансформации на разных уровнях.
Цифровая трансформация образования является бесспорной мировой тенденцией модернизации образовательных систем и перехода к персонализированным формам, в отличие от массовых традиционных индустриальных форм. Цифровизация не просто замещает рутинные индустриальные операции (например, ведение журналов и дневников в школе, создание и защита учебных проектов и письменных работ), - вероятнее всего, она ставит учителя сразу одновременно в позиции и ретроспективной, и проспективной рефлексии содержания и структуры образовательной деятельности как таковой. Иными словами, учитель вынужден трансформировать собственную идентичность, постоянно задаваясь вопросом о том, как на самом деле устроена его деятельность, и что еще сложнее, как она может и должна быть устроена в цифровой век, как она может и должна инкорпорировать цифровые инструменты образовательной деятельности в практику и как это влияет на эффективность обучения, его цели и содержание.
На основе анализа документов Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка реконструкции и развития, Открытого Университета Великобритании и Национального института образования Сингапура и т.д., выделяют несколько ключевых образовательных трендов, характерных как для передового российского, так и международного опыта:
1. персонализация, гибкость и адаптивность обучения;
2. вовлеченность в учебный процесс;
3. непрерывное обучение и образование в течение всей жизни;
4. открытость, доступность и равные возможности;
5. использование информационно-коммуникационных технологий:
- для осуществления бесшовного обучения;
- для обучения в облаке;
- использование социальных сетей в обучении;
- мобильное обучение;
- массовые открытые онлайн-курсы;
- смешанное обучение;
- перевернутое обучение;
6. университеты как инкубаторы идей;
7. использование формирующей аналитики;
8. создание развивающей образовательной среды и интеграция хобби, обучения и работы в единый процесс;
9. совместное обучение и обучение в толпе;
10. обучение, построенное на ошибках;
11. использование искусственного интеллекта и машинного обучения;
12. дизайн-мышление;
13. обучение для будущего;
14. технологии виртуальной и дополненной реальности;
15. интернет вещей.
Применительно к общему образованию наиболее востребованы могут быть следующие технологические области: