Действующий

О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554, от 10.02.2020 N 44

10.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 3


Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание вопросам, связанным с обеспечением устойчивого экономического развития и высокого качества жизни населения.

Одной из составляющих, оказывающих существенное влияние на повышение качества жизни петербуржцев, является эффективная система защиты прав потребителей.

Одним из основных приоритетов государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу является создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей и повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге.

Для повышения эффективности правовой защищенности граждан в Санкт-Петербурге организована работа консультационного пункта и телефона горячей линии по защите прав потребителей. Получить информационно-консультационную поддержку по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей, качества приобретенных товаров и услуг в рамках этого проекта горожане могут на бесплатной основе. Отдельно указанным проектом предусмотрена возможность бесплатного проведения экспертизы приобретенных товаров и услуг для малообеспеченных категорий горожан. В 2018 году принято 1810 телефонных звонков, оформлено 50 экспертных заключений по обращениям социально незащищенных категорий граждан.

В целях повышения эффективности правового и информационного обеспечения потребителей и субъектов предпринимательства в сфере защиты прав потребителей Правительством Санкт-Петербурга оказывается финансовая поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям. В рамках предоставления субсидий некоммерческим организациям на реализацию мероприятий в сфере правового и информационного обеспечения потребителей и субъектов предпринимательства в сфере защиты прав потребителей в 2018 году: оказано более 9200 устных консультаций (телефон горячей линии) для оказания информационно-консультационной поддержки гражданам по вопросам защиты прав потребителей; организована работа трех консультационных пунктов, где граждане смогли получить бесплатную квалифицированную помощь по вопросам защиты прав потребителей. В ходе консультаций потребителям давались разъяснения положений основных нормативных актов, определяющих права и обязанности продавцов товаров и услуг и их потребителей (основными формами оказания услуг явились устные консультации, практическая помощь по составлению претензий и исковых заявлений, содействие в проведении независимых потребительских экспертиз, а также участие в разрешении споров в досудебном порядке). За 2018 год информационно-консультационные пункты посетило более 1700 человек; разработано и типографски изготовлено тиражом 3000 экземпляров информационно-методическое пособие "Справочник потребителя 2018". В пособии содержится информация о правах потребителей, правовом регулировании отношений в области защиты прав потребителей, формах оказания правовой помощи потребителям, конкретных механизмах реализации потребительских прав, а также полезная справочная информация и сведения о государственных и общественных структурах, куда следует обращаться за помощью; на территории 18 районов Санкт-Петербурга проведены 19 выездных информационно-обучающих занятий для школьников, студентов и представителей организаций торговли по практическому применению механизмов защиты прав потребителей в сфере розничной торговли и услуг, включая демонстрацию видеороликов, инфо-слайдов и раздачу специально изготовленных буклетов по городским проектам "Петербургская марка качества" и "Светофор качества".

Проводится мониторинг обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. Результаты мониторинга используются при планировании мероприятий по защите прав потребителей и обсуждаются на ежегодной городской конференции, посвященной вопросам защиты прав потребителей.

03.04.2018 в Мариинском дворце проведена конференция на тему: "Эффективное функционирование системы защиты прав потребителей как необходимое условие повышения качества жизни петербуржцев", в которой приняли участие более 80 человек. На конференции обсуждались вопросы развития государственного надзора, практики и законодательства защиты прав потребителей, механизмы взаимодействия государственных и общественных организаций, бизнеса и потребителей.

В Санкт-Петербурге функционируют за счет средств бюджета Санкт-Петербурга интернет-ресурсы, задача которых просвещение, информирование, правовое обучение потребителей: информационный портал по защите прав потребителей (www.zpp.spb.ru), интернет-сайт ГБУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" (подразделы "Контроль качества", "Защита прав потребителей в Санкт-Петербурге", "Грамотный потребитель").

Наиболее остро проблема защиты прав потребителей проявляется в области обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров. В определенной мере это связано с развитием пищевых технологий, появлением генно-модифицированных продуктов и наноматериалов, новых видов сырья, функциональных ингредиентов и технологических добавок, контактирующих с пищевым продуктом композитных упаковочных материалов, оказывающих неоднозначное воздействие на здоровье людей, особенно так называемых групп риска.

С одной стороны, расширение производства продуктов питания, увеличение ассортимента невозможно без широкого применения новых технологий. С другой стороны, недостаточность в ряде случаев эпидемиологических, клинических и лабораторных испытаний приводит к появлению на рынке фальсифицированной продукции, поступающей в том числе в учреждения социальной сферы в рамках госзакупок (особенно детские дошкольные и образовательные учреждения).

Кроме того, в настоящее время проводится политика по снижению государственного контроля (надзора) в различных отраслях промышленности и переносу ответственности за выпускаемую продукцию на производителя, при этом ставится большой акцент на добросовестность производителя и его социальную ответственность. В 2010 году отменили обязательную сертификацию пищевой продукции, санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию и технические условия, в 2011 году отменили удостоверения о качестве и безопасности выпускаемой продукции. Данные изменения в законодательстве существенно отразились на качестве и безопасности реализуемой пищевой продукции в розничной сети в сторону ухудшения, что подтверждается проведенными ГБУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" (далее - ГБУ ЦКК) в рамках своих полномочий исследованиями. В 2018 году ГБУ ЦКК проведено более 8000 лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, рассмотрено более 4000 обращений граждан по вопросу защиты прав потребителей.

Во исполнение пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 Пр-1004ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18.04.2017 в Санкт-Петербурге сформирован Координационный совет по вопросам защиты прав потребителей при Губернаторе Санкт-Петербурга с участием представителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации, ПАО "Сбербанк России", АО "Альфа-Банк", общественных объединений потребителей, бизнес-сообщества.

Состав и положение о указанном Координационном совете по вопросам защиты прав потребителей утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.04.2018 N 284. В 2018 году проведено два заседания Координационного совета (26.06.2018, 09.11.2018).

В соответствии с решением, принятым 26.06.2018 на первом заседании Координационного совета по вопросам защиты прав потребителей при Губернаторе Санкт-Петербурга, 09.11.2018 проведена конференция на тему: "30 лет потребительского движения в России. Лучшие практики защиты прав потребителей Северо-Запада", организованная Правительством Санкт-Петербурга и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу. В конференции приняли участие представители исполнительных органов государственной власти почти всех регионов Северо-Запада, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации, ПАО "Сбербанк России", АО "Альфа-Банк", общественных объединений потребителей, бизнес-сообщества.

В октябре 2018 года ГУП "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" проведен опрос петербуржцев как потребителей продовольственных товаров: об удовлетворенности качеством, осведомленности о возможности экспертизы качества продовольственных товаров, внимании к составу продуктов питания.

По данным опроса, качество продовольственных товаров устраивает менее половины (42,9%) петербуржцев, 29,3% недовольны им, каждого четвертого (26,8%) оно устраивает и не устраивает в равной мере. По сравнению с 2017 годом возросла доля недовольных качеством продовольственных товаров почти в два раза (с 16,9% до 29,3%). Три четверти (73,3%) петербуржцев считают, что недостаточно защищены как потребители от недоброкачественных продовольственных товаров; только каждый пятый (20%) удовлетворен защищенностью своих прав в этой сфере. Каждый пятый (20,9%) петербуржец не знает о возможности экспертизы продовольственных товаров, две трети (64%) знают о ней, но не знают, например, куда обращаться и на каких условиях она проводится. Только 15,1% жителей Санкт-Петербурга утверждают, что хорошо знают, где и как ее можно провести.

По-прежнему значительная часть горожан не интересуется составом продуктов: так, каждый девятый (10,7%) петербуржец при покупке не знакомится с составом продуктов питания, указанным на упаковке, а треть (33,7%) делает это от случая к случаю, и только чуть более половины (55,6%) утверждают, что делают это всегда. По сравнению с 2015 годом доля тех, кто всегда интересуется составом продуктов питания перед их покупкой, осталась на прежнем уровне.

Исходя из результатов исследований определена приоритетная проблема системы защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге - низкая правовая грамотность населения, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В связи с этим в Санкт-Петербурге необходимо организовать пропаганду основ защиты прав потребителей через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", включая интернет-ресурсы органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, посредством ведения специальных просветительских передач и постоянных рубрик, тематических публикаций о правах потребителя, механизмах их защиты, о типичных нарушениях на потребительском рынке, проведения образовательно-организационных мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей.