Действующий

О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554, от 10.02.2020 N 44

8.2. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 1


Малый и средний бизнес в Российской Федерации в настоящее время являются важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности.

По данным Единого реестра на 01.01.2019 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 369,4 тыс. субъектов МСП, из них 63,4% являются юридическими лицами и 36,6% - индивидуальными предпринимателями. При этом на долю микропредприятий приходится 94,8%, на долю малых предприятий - 4,8% и 0,4% - на долю средних предприятий.

За 2018 год количество субъектов МСП в Санкт-Петербурге, сведения о которых содержатся в Едином реестре, выросло на 2,6% (в целом по Российской Федерации рост составил 0,03%).

По результатам 2018 года наблюдается положительная динамика в изменении количества вновь созданных субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, из 369,4 тыс. единиц субъектов МСП 20,9% являются вновь созданными субъектами. Данная группа насчитывает 77,1 тыс. единиц, что на 1,0 тыс. единиц (1,4%) больше аналогичного показателя по результатам 2017 года.

По данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на 01.01.2019 субъекты МСП (включая микропредприятия) обеспечили рабочие места для 1086,4 тыс. человек, что на 2,8 тыс. человек (0,3%) меньше аналогичного показателя по состоянию на 01.01.2018.

Снижение количества рабочих мест произошло за счет уменьшения числа малых и средних предприятий и составило 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как количество занятых в сфере микропредприятий по сравнению с 2017 годом увеличилось на 8,7%.

В отраслевой структуре малых предприятий (без микропредприятий) преобладают предприятия оптовой и розничной торговли (32% от общего количества субъектов МСП). Данная сфера деятельности является ведущей как в целом, так и в разрезе отдельных категорий субъектов МСП.

По данным комплексного мониторинга деятельности субъектов МСП в 2018 году произошли изменения в лидирующих сферах в целом. Увеличилась доля сегментов, связанных с профессиональной и научно-технической деятельностью, строительством и транспортировкой и хранением. Находящийся на втором месте в 2017 и 2016 годах сегмент, связанный с операциями с недвижимостью, в 2018 году сместился на пятое место.

По данным Федеральной налоговой службы, субъектами МСП, применяющими специальные налоговые режимы, на 01.01.2019 уплачено в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга 33,7 млрд.руб. (из них по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 30,9 млрд.руб.; по единому налогу на вмененный доход - 2,4 млрд.руб., по единому сельскохозяйственному налогу - 9,1 млн.руб., по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения - 416,1 млн.руб.). Рост налоговых поступлений составил 25,4%.

Развитие МСП в Санкт-Петербурге является одним из основных приоритетов развития экономики Санкт-Петербурга. Важнейшее из направлений государственной политики в сфере МСП на современном этапе - вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий.

В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", а также мероприятий, направленных на выполнение показателей, установленных в Указе Президента РФ N 204, в Санкт-Петербурге утверждены следующие региональные проекты:

"Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности";

"Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию";

"Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";

"Популяризация предпринимательства".

Необходимым условием для развития МСП является развитие конкурентной среды. На товарных рынках Санкт-Петербурга необходимо создать стимулы и условия для развития, поддержки и защиты субъектов МСП, повышения уровня конкурентоспособности их продукции, а также обеспечить содействие устранению административных барьеров. С этой целью в Санкт-Петербурге предусматривается внедрение стандарта развития конкуренции, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р. Определены 39 товарных рынков Санкт-Петербурга для содействия развитию конкуренции. Переход к рыночным механизмам обеспечит повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен.

Эффективная реализация подпрограммы невозможна без проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Санкт-Петербурга, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, проведения экспертизы законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Оценка регулирующего воздействия проектов законов Санкт-Петербурга, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, проектов нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, экспертиза законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, являются важным инструментом по противодействию созданию новых административных барьеров для предпринимателей и снижению старых, созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, по продвижению принципов прозрачности процедур разработки и принятия нормативных правовых актов.

Институт оценки регулирующего воздействия как механизм в процессе принятия нормативных правовых актов направлен на повышение качества правового регулирования, снижение вероятности принятия неэффективных мер и принятия противоречивых нормативных правовых актов, ликвидацию пробелов в правовом регулировании и создание благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга.