3.2.1. Обучение населения мерам пожарной безопасности по месту жительства
Организацию обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства осуществляют органы местного самоуправления.
Данная работа делится на три этапа.
1 этап. Организационный. На этом этапе органом местного самоуправления разрабатывается план организации обучения и определяется лицо, ответственное за проведение обучения (инструктор). Обучение населения по месту жительства может проводиться в индивидуальной, групповой и коллективной формах.
При индивидуальной и группой форме обучения проводится устная беседа или инструктаж. При коллективной форме проведения обучения населения наиболее действенными формами являются сход граждан и собрание граждан.
2 этап. Подготовительный.
Инструктор, готовясь к занятиям, должен собрать необходимый материал.
Инструктор должен иметь при себе:
- типовые правила пожарной безопасности для жилых домов;
- программу обучения населения по месту жительства;
- методическое пособие или памятку для инструктора с изложением содержания тем по программе обучения;
- примерные тексты бесед;
- перечень характерных для жилых домов пожаров (рекомендуется периодически обновлять через местные органы Госпожнадзора);
- наглядные материалы:
- фотографии последствий пожаров, возникших из-за нарушений правил пожарной безопасности с пояснительными текстами;
- набор плакатов по правилам пожарной безопасности в быту;
- открытки, буклеты, памятки для населения, которые после проведения занятий (бесед) раздают жильцам или оставляют в квартире, доме.
В процессе подготовки и использования материалов по пожарной профилактике необходимо учитывать следующие факторы:
природные (сезонные),
этнические (национальная культура и традиции),
лингвистические,
социально-демографические.
Выбрав форму организации обучения, инструктор должен тщательно подготовиться к занятию. Если это беседа, то нужно продумать ее построение, определить вопросы, пробуждающие наибольший интерес, а также проблемы, которые могут вызвать обмен мнениями и потребовать дополнительных примеров и аргументов.
При разовой (единичной) беседе важно не только осветить самые нужные для человека разделы, но и привязать темы к местным, региональным событиям, инициировать у собеседника не проходящий интерес к вопросам пожарной безопасности. При этом следует избегать запугивания ("шоковой терапии"), т.к. результат воздействия при этом может быть обратным. При пропагандистском устном воздействии полезная информация должна доводится в сжатой, адаптированной для лёгкого восприятия форме, как бы между делом.
При проведении серии лекций материал дается в более подробном и развернутом виде. При этом важно не потерять нить общения и сохранить заинтересованность слушателей. Хорошо, если в арсенале лектора есть плакаты, схемы, графически оформленные алгоритмы действий, небольшие видеофильмы, образцы пожарно-технической продукции, предназначенной для использования населением.
При подготовке занятия важно не упустить из вида стратегический вопрос о необходимости формирования (воспитания) личности безопасного типа поведения. На начальном этапе - это выработка у людей стремления к безопасной жизнедеятельности (внимательность, осторожность, потребность в приобретении необходимых знаний и навыков). Очень важно учитывать индивидуальные особенности восприятия информации различными группами слушателей, т.е. лектору нужно заранее продумать методический подход к обучению различных по возрасту и социальному положению групп населения.
Не все люди в одинаковой степени готовы к преодолению опасностей. Психологическая готовность к борьбе за свою жизнь, за жизнь и здоровье близких людей может появиться лишь при усвоении определенного минимума информации по безопасности. В этом отношении очень важен позитивный настрой обучаемых, вера в собственные силы и в обязательное прибытие помощи в лице профессионалов спасателей, соседей или просто неравнодушных людей. Причем этот позитивный настрой должен формироваться уже на начальной стадии профилактической работы (предупреждение пожаров).