Действующий

Методика проведения профилактической работы в жилом секторе

3.2. Профилактические мероприятия, направленные на обучение граждан мерам пожарной безопасности и проведение противопожарной пропаганды


3.2.1. Обучение населения мерам пожарной безопасности по месту жительства

Организацию обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства осуществляют органы местного самоуправления.

Данная работа делится на три этапа.

1 этап. Организационный. На этом этапе органом местного самоуправления разрабатывается план организации обучения и определяется лицо, ответственное за проведение обучения (инструктор). Обучение населения по месту жительства может проводиться в индивидуальной, групповой и коллективной формах.

При индивидуальной и группой форме обучения проводится устная беседа или инструктаж. При коллективной форме проведения обучения населения наиболее действенными формами являются сход граждан и собрание граждан.

2 этап. Подготовительный.

Инструктор, готовясь к занятиям, должен собрать необходимый материал.

Инструктор должен иметь при себе:

- типовые правила пожарной безопасности для жилых домов;

- программу обучения населения по месту жительства;

- методическое пособие или памятку для инструктора с изложением содержания тем по программе обучения;

- примерные тексты бесед;

- перечень характерных для жилых домов пожаров (рекомендуется периодически обновлять через местные органы Госпожнадзора);

- наглядные материалы:

- фотографии последствий пожаров, возникших из-за нарушений правил пожарной безопасности с пояснительными текстами;

- набор плакатов по правилам пожарной безопасности в быту;

- открытки, буклеты, памятки для населения, которые после проведения занятий (бесед) раздают жильцам или оставляют в квартире, доме.

В процессе подготовки и использования материалов по пожарной профилактике необходимо учитывать следующие факторы:

природные (сезонные),

этнические (национальная культура и традиции),

лингвистические,

социально-демографические.

Выбрав форму организации обучения, инструктор должен тщательно подготовиться к занятию. Если это беседа, то нужно продумать ее построение, определить вопросы, пробуждающие наибольший интерес, а также проблемы, которые могут вызвать обмен мнениями и потребовать дополнительных примеров и аргументов.

При разовой (единичной) беседе важно не только осветить самые нужные для человека разделы, но и привязать темы к местным, региональным событиям, инициировать у собеседника не проходящий интерес к вопросам пожарной безопасности. При этом следует избегать запугивания ("шоковой терапии"), т.к. результат воздействия при этом может быть обратным. При пропагандистском устном воздействии полезная информация должна доводится в сжатой, адаптированной для лёгкого восприятия форме, как бы между делом.

При проведении серии лекций материал дается в более подробном и развернутом виде. При этом важно не потерять нить общения и сохранить заинтересованность слушателей. Хорошо, если в арсенале лектора есть плакаты, схемы, графически оформленные алгоритмы действий, небольшие видеофильмы, образцы пожарно-технической продукции, предназначенной для использования населением.

При подготовке занятия важно не упустить из вида стратегический вопрос о необходимости формирования (воспитания) личности безопасного типа поведения. На начальном этапе - это выработка у людей стремления к безопасной жизнедеятельности (внимательность, осторожность, потребность в приобретении необходимых знаний и навыков). Очень важно учитывать индивидуальные особенности восприятия информации различными группами слушателей, т.е. лектору нужно заранее продумать методический подход к обучению различных по возрасту и социальному положению групп населения.

Не все люди в одинаковой степени готовы к преодолению опасностей. Психологическая готовность к борьбе за свою жизнь, за жизнь и здоровье близких людей может появиться лишь при усвоении определенного минимума информации по безопасности. В этом отношении очень важен позитивный настрой обучаемых, вера в собственные силы и в обязательное прибытие помощи в лице профессионалов спасателей, соседей или просто неравнодушных людей. Причем этот позитивный настрой должен формироваться уже на начальной стадии профилактической работы (предупреждение пожаров).