Порядок удержания за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, сумм средств, подлежащих перечислению (взысканию) в федеральный бюджет
(с изменениями на 26 июля 2021 года)
1. Настоящий Порядок устанавливает правила удержания за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, сумм средств, подлежащих перечислению (взысканию) в федеральный бюджет, в случае нарушения сроков возврата и (или) использования не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам (далее - должники), а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам.
2. При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным Российской Федерации государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению (взысканию) в федеральный бюджет, удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты должников, в соответствии с настоящим Порядком.
Удержание средств осуществляется вне зависимости от наличия либо отсутствия соответствующих положений в заключенном с должником договоре (соглашении) о предоставлении средств федерального бюджета, государственной (муниципальной) гарантии или ином обязательстве должника, в связи с нарушением которого возникла задолженность.
3. Решение об удержании сумм средств, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, предусмотренное настоящим Порядком, принимается Министерством финансов Российской Федерации (далее - Министерство) и оформляется в форме приказа Министерства.
4. В целях удержания с должника задолженности, возникшей в связи с нарушением сроков возврата средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, или сроков исполнения обязательств по предоставленной Российской Федерации государственной (муниципальной) гарантии и поручительству (далее - задолженность 1), осуществляется подготовка проекта приказа Министерства об удержании с должника задолженности 1 (далее - Приказ 1).
Рекомендуемый образец Приказа 1 приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Если работа по возврату задолженности 1 осуществляется с участием агента Правительства Российской Федерации, в функции которого входят обеспечение возврата (погашения) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и представление интересов Российской Федерации в судах (далее - агент), подготовка проекта Приказа 1 осуществляется Министерством по результатам рассмотрения им полученной от агента информации о состоянии дел по возврату (взысканию) просроченной задолженности должника, в месячный срок, при отсутствии возможности и (или) неэффективности применения к должнику мер по принудительному взысканию задолженности, предусмотренных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, а также при наличии угрозы потери прав требования к должнику и (или) утраты возможности взыскания его задолженности 1.
________________
Абзац второй пункта 3 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 31, ст.4437).
Если работа по возврату задолженности 1 осуществляется без участия агента, подготовка проекта Приказа 1 осуществляется Министерством в течение трех месяцев со дня возникновения у должника просроченной задолженности 1.
5. В целях удержания с должника задолженности, возникшей в связи с использованием не по целевому назначению средств, предоставленных из федерального бюджета на возвратной основе (далее - задолженность 2), осуществляется подготовка проекта приказа Министерства об удержании с должника задолженности 2 (далее - Приказ 2).
Рекомендуемый образец Приказа 2 приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку.
6. Приказ 1 или Приказ 2 после их подписания направляются Министерством Федеральному казначейству (для доведения до территориального органа Федерального казначейства в целях их исполнения), финансовому органу должника, агенту (в случае удержания с должника задолженности, работа по возврату которой осуществляется с участием агента), а также заинтересованным органам (организациям), предоставившим информацию и документы, являющиеся основанием для издания Приказа 1 или Приказа 2.
Федеральное казначейство не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления Приказа 1 или Приказа 2, направляет их в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в целях их исполнения.
7. Территориальный орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления Приказа 1 или Приказа 2, осуществляет перечисление удержанных сумм средств в федеральный бюджет в пределах сумм доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленным Министерством.
________________
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 40, абзацем вторым пункта 1 статьи 166_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2019, N 52, ст.7797).
(Сноска в редакции, введенной в действие со 2 октября 2021 года приказом Минфина России от 26 июля 2021 года N 101н. - См. предыдущую редакцию)
В случае недостаточности доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника, удержание осуществляется в последующие дни в пределах доходов, подлежащих зачислению в бюджет должника.
Удержание денежных средств по Приказу 1 или Приказу 2 осуществляется территориальным органом Федерального казначейства из бюджета должника по коду классификации доходов бюджетов для отражения перечислений по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации с указанием кода главного администратора доходов бюджета - финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основании оформленного им Распоряжения о совершении казначейских платежей, предусматривающего возврат средств из бюджета должника, в соответствии с порядком казначейского обслуживания, установленным Федеральным казначейством (далее - Распоряжение на возврат, порядок казначейского обслуживания).
________________
В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 166_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2019, N 52, ст.7797).
(Сноска в редакции, введенной в действие со 2 октября 2021 года приказом Минфина России от 26 июля 2021 года N 101н. - См. предыдущую редакцию)
Удержанные из бюджета должника в федеральный бюджет денежные средства перечисляются территориальным органом Федерального казначейства на соответствующий казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства.
При перечислении вышеуказанных денежных средств в соответствующих реквизитах Распоряжения в виде поручения о перечислении на счет (далее - поручение о перечислении на счет) согласно правилам организации и функционирования системы казначейских платежей, установленным Федеральным казначейством, указывается соответствующий код для отражения поступлений (перечислений) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также в реквизите "Назначение платежа" указывается информация "Удержание средств из бюджета (наименование бюджета должника) в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации (дата и номер)".