Методические рекомендации о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства
ВНЕСЕНЫ Изменения, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр
Изменения внесены изготовителем базы данных
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственной политики, нормативно правового регулирования и надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее также - ЖКХ), осуществляющих мониторинг и контроль устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
1.2. Ведение мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства осуществляется посредством внесения информации в соответствующем разделе автоматизированной информационной системы "Реформа ЖКХ" государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее соответственно - Система МКА ЖКХ или Система, АИС "Реформа ЖКХ", Фонд ЖКХ).
1.3. Целью Системы МКА ЖКХ является обеспечение ситуационного центра Минстроя России оперативной, полной и достоверной информацией о возникающих авариях и инцидентах в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) на территории Российской Федерации, планируемых и реализованных мероприятиях по их устранению.
1.4. Система предназначена для решения следующих основных задач:
- фиксация в оперативном режиме информации о произошедших авариях и инцидентах на объектах ЖКХ, включая сведения об объектах и последствиях нарушения их работы, о введенных режимах чрезвычайной ситуации, о планируемых сроках их устранения, а также лицах, ответственных за планирование и реализацию необходимых для устранения их последствий мероприятий;
- формирование планов мероприятий по устранению аварий и инцидентов на объектах ЖКХ, контроль реализации таких мероприятий;
- обеспечение информационного взаимодействия по вопросам, связанным с возникновением и устранением аварий и инцидентов на объектах ЖКХ, с федеральными органами исполнительной власти (МЧС России, Минэнерго России), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и уполномоченных ими лицами;
- верификацию информации об авариях и инцидентах на объектах ЖКХ, исключение дублирования информации о них при информационном взаимодействии;
- формирование отчетов по авариям и инцидентам на объектах ЖКХ;
- формирование базы данных объектов ЖКХ, в том числе с высоким уровнем риска возникновения на них аварийных ситуаций;
- формирование информации для расчета индексов риска по объектам ЖКХ на основании накопленных данных об авариях и инцидентах.
1.5. Настоящие Методические рекомендации применяются при мониторинге и контроле устранения аварий и инцидентов, возникающих в следующих сферах ЖКХ:
- теплоснабжение и горячее водоснабжение;
- электроснабжение;
- холодное водоснабжение;
- водоотведение;
- газоснабжение;
- эксплуатация жилищного фонда (в отношении происшествий, указанных в приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям, в том числе в случаях причинения вреда жизни или здоровью граждан).
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр).
1.6. Поставщиками данных в Систему МКА ЖКХ и участниками информационного обмена могут являться:
- МЧС России;
- Минэнерго России;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции в сфере ЖКХ, и уполномоченные ими лица;
- органы местного самоуправления, единые дежурные диспетчерские службы муниципальных образований;
- ресурсоснабжающие и иные организации, уполномоченные на предоставление данных в Систему МКА ЖКХ органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- иные органы государственной власти и организации по согласованию с Минстроем России.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр).
2.1. В целях обеспечения единообразного заполнения форм мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов в Системе МКА ЖКХ:
2.1.1. Под сокращением "Фонд ЖКХ" подразумевается Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
2.1.2. Под сокращением "Система МКА ЖКХ" подразумевается система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
2.1.3. В качестве Мобильного приложения МКА ЖКХ рассматривается мобильное приложение Системы МКА ЖКХ, позволяющее уполномоченному сотруднику Оператора поставщика данных оперативно загружать информацию об аварии/инциденте, фотоматериал и т.д., в том числе непосредственно с места события.
2.1.3*. Учетные признаки происшествий, событий, - аварий и инцидентов, информацию о которых рекомендуется вносить в Систему МКА ЖКХ, перечислены в Приложении № 6 к настоящим методическим рекомендациям.
Информацию о плановых событиях рекомендуется вносить в случаях планового приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг для проведения планово-профилактических и ремонтных работ.
________________
* Нумерация соответствует изменениям, внесенным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр. - Примечание изготовителя базы данных.
(Введен дополнительно, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр).
2.1.4. Под аббревиатурой "ФИАС" понимается Федеральная информационная адресная система, являющаяся государственной информационной системой, обеспечивающей формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.
2.1.5. Под аббревиатурой "ЕДДС" понимается единая дежурная диспетчерская служба, являющаяся органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.1.6. Под Оператором Системы понимается Фонд ЖКХ.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр).
2.1.7. Под Оператором Субъекта Российской Федерации (Оператором Субъекта РФ) понимается региональный ситуационный (дежурный) центр органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции в сфере ЖКХ, или иного уполномоченного в субъекте Российской Федерации лица.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр).
2.1.8. Под Оператором поставщика данных понимаются органы местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, ресурсоснабжающие предприятия и организации, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и уполномоченные Оператором Субъекта РФ или органом местного самоуправления.
2.1.9. Под Поставщиком данных понимаются Операторы Субъекта РФ и (или) Операторы поставщика данных.
2.1.10. Под аббревиатурой "УИК" понимается уникальный идентификационный код объекта, присваиваемый Системой.
2.1.11. Под аббревиатурой "АВР" понимаются аварийно-восстановительные работы.
3.1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции в сфере ЖКХ, рекомендуется обеспечить контроль за достоверностью и полнотой предоставляемой в Систему МКА ЖКХ оперативной информации по авариям и инцидентам на объектах ЖКХ на территории субъектов Российской Федерации, а также иных данных, вносимых в Систему.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр).
3.2. Субъектам Российской Федерации рекомендуется утвердить регламент внесения информации в Систему МКА ЖКХ органами местного самоуправления, единой дежурной диспетчерской службы, являющейся органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЕДДС), ресурсоснабжающими и иными организациями сферы ЖКХ, действующими на территории субъекта Российской Федерации (далее - Операторы поставщиков данных), и направить данный регламент, содержащий полный перечень Операторов поставщиков данных Фонду ЖКХ (далее также - Оператор Системы).
3.3. Рекомендуемым способом передачи информации в Систему МКА ЖКХ является взаимодействие на уровне информационных систем. В целях подключения к Системе информационных систем Операторов Субъектов РФ и Операторов поставщиков данных Операторам Субъектов РФ рекомендуется направить в адрес Оператора Системы соответствующую заявку, формы которых приведены в Приложениях № 1-3 к настоящим Методическим рекомендациям.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр).
3.4. При отсутствии возможности организации межсистемного информационного взаимодействия Оператор Субъекта РФ или Оператор поставщика данных осуществляет ввод информации в Систему МКА ЖКХ. В случае если информационная система Оператора Субъекта РФ и (или) Оператора поставщика данных обеспечивает возможность частичного информационного взаимодействия (информационного взаимодействия по ряду показателей) с Системой, ввод остальной информации производится путем непосредственного внесения в Систему МКА ЖКХ.
3.5. Регистрацию пользователей Системы МКА ЖКХ, ответственных за ввод информации, осуществляет Оператор субъекта РФ. Регистрацию в Системе Операторов субъектов РФ осуществляет Оператор Системы на основании письменного запроса.
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр).
3.6. Порядок информационного взаимодействия по мониторингу и контролю аварий и инцидентов в сфере ЖКХ с федеральными органами исполнительной власти определяется соглашениями о порядке информационного взаимодействия, заключаемыми Оператором системы с уполномоченными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти.
4.1. Фиксация информации об авариях и инцидентах на объектах ЖКХ производится по следующим основным параметрам (образец карточки события приведен в Приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям):
- краткое описание события;
- сфера ЖКХ;
- дата и местное время возникновения аварии или инцидента (с автоматическим указанием московского времени);
- описание объекта, на котором произошла авария или инцидент (с возможностью выбора из реестра объектов), с указанием вида и типа объекта (образец справочника систем, видов и типов объектов приведен в Приложении № 5 к настоящим Методическим рекомендациям);
- адрес местоположения объекта (по справочнику Федеральной информационной адресной системы (далее - ФИАС), при наличии);
- координаты места аварии или инцидента (с указанием места на карте в Системе МКА ЖКХ или мобильном приложении Системы);
- статус события (авария или инцидент). Присвоение событию статуса аварии производится на основании соответствия одному из учетных признаков аварии по каждой из сфер ЖКХ (образец справочника учетных признаков аварии и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства приведен в Приложении № 6 к настоящим Методическим рекомендациям);
- погодные условия в месте аварии или инцидента;
- сведения об объеме полного или частичного ограничения ресурсоснабжения, с указанием населенных пунктов, категории и количества потребителей, адресного списка домов;
- сведения о связанных ограничениях ресурсоснабжения, вызванных возникшей аварийной ситуацией;
- фотографии места события;
- наименование собственника, эксплуатирующей организации, на объекте которого произошла авария или инцидент, их контактная информация;
- организация, должностные лица, ответственные за разработку и реализацию плана мероприятий по устранению аварии, их контактная информация;
- силы и средства, задействованные для проведения аварийно-восстановительных работ (далее - АВР), контактная информация диспетчерской, старшего должностного лица, ответственного за проведение работ на месте АВР;
- источник информации (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), контакты).
(Измененная редакция, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.10.2021 N 764/пр).
4.2. Плановое приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг для проведения планово-профилактических и ремонтных работ не рассматриваются в качестве аварии или инцидента и учитываются в Системе как плановое событие с указанием планового срока их проведения. В случае превышения такого планового срока плановое приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг автоматически классифицируется как инцидент либо авария в зависимости от фактического срока его завершения.
4.3. Отсчет времени устранения аварий и инцидентов в Системе осуществляется в автоматическом режиме. В случае превышения срока фактического устранения инцидента над сроком, указанным в качестве одного из учетных признаков аварии, текущее событие автоматически классифицируется как авария.
4.4. Ввод данных о факте произошедшей аварии или инцидента осуществляется Оператором поставщика данных и (или) Оператором Субъекта РФ незамедлительно по мере поступления оперативной информации.