Внешняя политика Российской Федерации в сфере энергетики направлена на сохранение и укрепление позиций страны как одного из лидеров мирового энергетического рынка, снижение рисков и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности российских организаций топливно-энергетического комплекса.
В ситуации существующих и возможных внешних вызовов необходимо решение следующих задач в сфере международных отношений:
повышение эффективности участия в глобальной энергетической повестке;
развитие системы поддержки экспорта продукции и услуг российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения.
В комплекс ключевых мер, обеспечивающих повышение эффективности участия в глобальной энергетической повестке, входят:
расширение участия в международной деятельности по обеспечению устойчивого развития глобальной энергетики, включая одобренную Организацией Объединенных Наций цель - обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех;
формирование на принципах добросовестной конкуренции общих рынков энергетических ресурсов Евразийского экономического союза (нефть и нефтепродукты, газ и электрическая энергия), обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, технологий и инвестиций в сфере энергетики и включающих согласованную политику в области недропользования;
укрепление сотрудничества с Организацией стран-экспортеров нефти и не входящими в нее странами-экспортерами нефти, Форумом стран-экспортеров газа и другими международными многосторонними организациями в сфере энергетики;
активное участие в международных переговорах по энергетическим вопросам, в том числе в рамках обсуждения климатической политики, укрепление договорно-правовой базы энергетического сотрудничества, закрепление принципа баланса интересов экспортеров, импортеров и транзитеров энергетических ресурсов в практике международного взаимодействия в сфере энергетики, а также в деятельности международных организаций;
продвижение благоприятного имиджа российской энергетики;
расширение российского участия в работе профильных международных организаций и структур, включая их секретариаты, а также в специализированных подгруппах по энергетическому сотрудничеству (с ростом их количества) в составе двусторонних межправительственных комиссий.
В комплекс ключевых мер, обеспечивающих развитие системы поддержки экспорта продукции и услуг российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения, входят:
стимулирование продуктовой и географической диверсификации экспортных поставок продукции и услуг организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения;
содействие российским организациям топливно-энергетического комплекса в приобретении ими активов в сегментах добычи, переработки и сбыта энергоносителей за рубежом, защите российских инвестиций;
поддержка российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения в рамках реализации международных проектов в энергетической сфере;
создание института энергетических атташе;
совершенствование национального механизма мониторинга изменения конъюнктуры мировых энергетических рынков.
Показателем решения задачи повышения эффективности участия в глобальной энергетической повестке является место Российской Федерации в рейтинге Мирового энергетического совета, сформированном на основе индекса Трилеммы:
2018 год - 42;
к 2024 году - 30-37;
к 2035 году - 20-30.
Показателем решения задачи развития системы поддержки экспорта продукции и услуг российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения является доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в общем объеме экспорта российских энергетических ресурсов, не менее:
2018 год - 27 процентов;
к 2024 году - 49 процентов;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2024 года N 444-р. - См. предыдущую редакцию)
к 2035 году - 50 процентов.