Действующий

Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

Совершенствование государственного и корпоративного управления в отраслях топливно-энергетического комплекса


Задачами по совершенствованию государственного управления отраслями топливно-энергетического комплекса являются:

оптимизация и обеспечение предсказуемости налогообложения и тарифообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса;

развитие конкуренции и рыночных отношений в сфере энергетики;

повышение инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса;

обеспечение государственной, общественной и информационной безопасности в сфере энергетики;

обеспечение промышленной безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса;

обеспечение охраны труда в отраслях топливно-энергетического комплекса.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи оптимизации и обеспечения предсказуемости налогообложения и тарифообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса, включает:

законодательное закрепление принципа долгосрочного (не менее 5 лет) неувеличения уровня фискальной нагрузки, включающей налоговые и неналоговые платежи, в отраслях топливно-энергетического комплекса, предусматривающее введение новых платежей только взамен действующих с сохранением или снижением общего уровня фискальной нагрузки;

законодательное закрепление основ государственного регулирования цен (тарифов), предусматривающее долгосрочное (не менее 5 лет) тарифообразование;

законодательное закрепление возможности регулирования на основе соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности с закреплением в таком соглашении долгосрочной цены (тарифа) на срок не менее 5 лет;

внедрение метода эталонных расходов (бенчмаркинга) в сфере регулирования тарифов на услуги энергетической инфраструктуры;

повышение прозрачности и публичности процессов тарифообразования в сфере энергетики.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи развития конкуренции и рыночных отношений в сфере энергетики, включает:

создание, продвижение и совершенствование биржевых механизмов реализации продукции нефтяной, газовой, нефтегазохимической и угольной отраслей топливно-энергетического комплекса, а также торговли производными инструментами на указанную продукцию;

планомерный переход к рыночным механизмам ценообразования в сфере энергетики с учетом социальной ответственности организаций топливно-энергетического комплекса.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи повышения инвестиционной активности в отраслях топливно-энергетического комплекса, наряду с мерами, обеспечивающими оптимизацию и обеспечение предсказуемости налогообложения и тарифообразования в отраслях топливно-энергетического комплекса, включает:

законодательное закрепление принципов защиты и поощрения инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

разработку и реализацию целевых моделей упрощения ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности;

реформу контрольно-надзорной деятельности;

повышение уровня платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи обеспечения государственной, общественной и информационной безопасности в сфере энергетики, включает:

профилактику и пресечение преступных и противоправных действий в сфере энергетики, в том числе нецелевого использования и хищения бюджетных средств, неплатежей, борьбу с коррупцией, теневой экономикой, производством и продажей контрафактной продукции;

пресечение деятельности, осуществляемой специальными службами и организациями иностранных государств, террористическими и экстремистскими организациями, направленной на нанесение ущерба инфраструктуре и объектам топливно-энергетического комплекса;

осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, защита объектов топливно-энергетического комплекса (в том числе объектов критической информационной инфраструктуры) от совершения актов незаконного вмешательства;

планомерный переход на использование отечественных автоматизированных систем управления технологическими процессами и программного обеспечения на особо важных объектах топливно-энергетического комплекса и объектах критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса.

Комплекс ключевых мер, направленных на решение задачи обеспечения промышленной безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса, включает:

разработку и внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий;