Задачей угольной отрасли в рамках пространственного и регионального развития является территориально-производственная оптимизация добычи и транспортировки угольной продукции.
Комплекс мер, обеспечивающих решение задачи территориально-производственной оптимизации добычи и транспортировки угольной продукции, включает:
реструктуризацию и концентрацию добычи на наиболее эффективных предприятиях в традиционных угольных минерально-сырьевых центрах в Кемеровской области - Кузбассе, Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия;
формирование угольных минерально-сырьевых центров в Арктической зоне, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
развитие угольно-технологических, углехимических и энергоугольных кластеров, позволяющих комплексно использовать возможности угольных месторождений;
развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для обеспечения поставок угольной продукции на мировой рынок, включая расширение пропускной способности, развитие и обновление инфраструктуры Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали, а также портовых мощностей в соответствии с прогнозируемым ростом спроса на российский уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки;
оптимизацию транспортной логистики и широкое использование механизмов долгосрочного тарифообразования на перевозки угля.
Масштабное смещение угледобычи на восток страны обеспечит приближение производства угольной продукции к районам ее потребления и укрепит позиции Российской Федерации на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Показателями решения задачи территориально-производственной оптимизации добычи и транспортировки угольной продукции являются:
доля Дальневосточного федерального округа в объемах добычи угля по отрасли:
2018 год - 17 процентов;
к 2024 году - 20 процентов;
к 2035 году - 21 процент;
доля Восточной Сибири в объемах добычи угля по отрасли:
2018 год (факт) - 18 процентов;
к 2024 году - 23 процента;
к 2035 году - 27 процентов.