Добыча нефти с конденсатом по сравнению с 2008 годом выросла более чем на 14 процентов, в том числе за счет начала широкомасштабного освоения месторождений в Восточной Сибири (Ванкорский кластер) и Республике Саха (Якутия), а также месторождений, расположенных в акватории Каспийского моря. На арктическом континентальном шельфе Российской Федерации начата разработка Приразломного месторождения. В 2016 году вступил в строй уникальный нефтеналивной терминал "Ворота Арктики".
В результате принятых мер, в том числе налогового стимулирования, добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке выросла в 5 раз (с 14,3 до 74,6 млн. тонн), на континентальном шельфе Российской Федерации - более чем в 2 раза (с 12,7 до 29,1 млн. тонн), трудноизвлекаемых запасов - на 6 млн. тонн (до 38 млн. тонн).
Достигнутый уровень добычи нефти существенно превышает прогнозные внутренние потребности Российской Федерации до 2035 года.
Объем переработки нефтяного сырья с 2008 года увеличился на 22,9 процента, глубина переработки - на 10,1 процентного пункта, выход светлых нефтепродуктов - на 5,4 процентных пункта. В результате масштабной модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов введены в эксплуатацию 83 установки вторичной переработки нефти, созданы все условия для перехода внутреннего рынка нефтепродуктов с 1 января 2016 г. на использование моторных топлив высшего экологического класса.
В части трубопроводного транспорта в целом завершены крупномасштабные проекты по развитию системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, направленные на диверсификацию маршрутов экспортных поставок и повышение конкурентоспособности российских нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Введены в эксплуатацию 1-я и 2-я очереди трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" до порта Козьмино, нефтепровод "Сковородино - Мохэ - Дацин", "Балтийская трубопроводная система - 2". В новых нефтедобывающих районах построены нефтепроводы "Пурпе - Самотлор", "Заполярье - Пурпе", "Куюмба - Тайшет". Реализованы проект "Север" развития системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск и проект "Юг" - в порт Новороссийск. По ряду направлений нефтепроводов достигнут профицит мощностей, обеспечивающий возможность оперативного изменения направлений перекачки нефти.
Сформирована система биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. В 2016 году началась торговля производными финансовыми инструментами купли-продажи нефти марки "Urals" с условиями поставки в порту Приморск.
Объем экспорта сырой нефти на 7,2 процента превысил уровень 2008 года. При этом объемы поставок нефти на традиционные для российских производителей рынки Европы и стран Содружества Независимых Государств снижались, а в страны Азиатско-Тихоокеанского региона - увеличились более чем в 3 раза.
Несмотря на сложности с расширением доли Российской Федерации в мировом рынке нефтепродуктов из-за жесткой конкуренции, экспорт нефтепродуктов вырос на 27,2 процента, причем преимущественно за счет поставок светлых нефтепродуктов.
Наряду с общими для топливно-энергетического комплекса проблемами отраслевыми проблемами и факторами риска в нефтяной отрасли являются:
увеличение себестоимости добычи вследствие преобладания трудноизвлекаемых запасов в составе запасов, вводимых в разработку, и высокой выработанности "зрелых" месторождений, что усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти и обусловливает необходимость применения дорогостоящих технологий добычи;
ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти, включая повышение плотности и содержания серы, что требует внедрения новых технологических решений и инвестиций и повышает себестоимость переработки нефти;
незавершенность процесса формирования долгосрочных механизмов налогообложения нефтяной отрасли, в том числе недостаток стимулов для инвестиций в нефтепереработку и нефтегазохимию, сложность стабилизации ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов в условиях завершения "налогового маневра", уменьшения демпфирующего механизма и ограничения роста розничных цен на моторное топливо в пределах инфляции;
сохранение торговли суррогатным топливом на внутреннем рынке.