Действующий

Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

XXV. Приоритетные направления развития производства социально значимых товаров Российской Федерации


К группе производств социально значимых товаров относятся реабилитационная и спортивная индустрия, индустрия детских товаров, музыкальных инструментов и звукового оборудования, а также производство народных художественных промыслов.

По состоянию на конец 2022 года реабилитационная индустрия представлена более 250 предприятиями с общей численностью более 10000 человек, основная часть этих предприятий относится к малому и среднему бизнесу и размещена в Центральном федеральном округе.

В 2019-2022 годах объемы производства возрастали, отрасль в настоящее время находится в состоянии интенсивного роста. Индекс производства в 2022 году составил 110 процентов. Объем производства основных видов продукции составил 102 млрд. рублей.

Отрасль ориентирована на внутренний рынок. В 2022 году было экспортировано продукции на 1,9 млрд. долларов США, что на 5 процентов меньше, чем в 2021 году. Доля отечественной продукции на рынке составляет около 50 процентов.

По состоянию на конец 2022 года спортивная индустрия представлена более 800 предприятиями, среди которых более 350 имеют оборот выручки более 1 млн. рублей. Индустрия представлена преимущественно микропредприятиями (84,9 процента).

Основная часть таких предприятий размещена в Центральном федеральном округе.

В 2019-2022 годах объемы производства возрастали, отрасль в настоящее время находится в состоянии интенсивного роста. Индекс производства в 2022 году составил 102,8 процента, уменьшившись по сравнению с 2021 годом на 3,2 процента.

Объемы производства следующих основных видов продукции в 2022 году составили:

производство спортивных товаров - 14 млрд. рублей;

производство велосипедов - 9,8 млрд. рублей;

производство спортивных костюмов, лыжных костюмов, купальных костюмов и прочей одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, - 1,04 млрд. рублей;

производство спортивных костюмов, лыжных костюмов, купальных костюмов и прочей трикотажной или вязаной одежды - 948 млн. рублей;

строительство прогулочных и спортивных судов - 5,66 млрд. рублей.

Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет 12 процентов, в 2022 году было экспортировано продукции на 59,22 млн. долларов США, что на 30 процентов меньше, чем в 2021 году.

Доля российских производителей на внутреннем рынке в 2022 году составляет 14,57 процента и в последние годы растет.

Количество занятых в отрасли на 2022 год составляет 1 млн. человек, средняя заработная плата - 35 тыс. рублей в месяц. Занятость в отрасли в последние годы существенно растет.

В настоящее время в спортивной индустрии имеется тенденция перехода к увеличению возможности импортозамещения спортивной продукции отечественными спортивными производителями именно в сегментах массового спорта и активного туризма.

Индустрию детских товаров составляют около 1,6 тыс. предприятий, более 80 процентов из которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Индустрия детских товаров поступательно растет. В 2019-2022 годах объемы производства составили:

в 2019 году - 241,2 млрд. рублей;

в 2020 году - 228,3 млрд. рублей;

в 2021 году - 335 млрд. рублей;

в 2022 году - 351,5 млрд. рублей.

Индекс производства в 2022 году составил 105 процентов, в среднем за 2019-2022 годы - 116 процентов ежегодно.

Объемы производства основных видов продукции составили:

санитарно-гигиенические и косметические средства - 89,2 млрд. рублей;

школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары - 73,6 млрд. рублей;

детская одежда и обувь - 60,6 млрд. рублей.