По состоянию на конец 2022 года отрасль представлена более 10 тыс. предприятий, концентрация производства низкая, преобладают малые и средние предприятия. Основная часть компаний размещена в гг.Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской области. В отрасли электронной промышленности задействованы научно-производственные, проектные и научные организации, фонды развития, отраслевые образовательные организации и профессиональные объединения, общее количество которых составляет более 4 тыс. организаций.
В 2019-2022 годах объемы производства возрастали, отрасль находится в состоянии роста. Индекс производства в 2022 году составил 101,7 процента, в среднем за 2019-2022 годы - 102,6 процента ежегодно.
Объемы производства основных видов продукции составили 1859,4 млрд. рублей, в том числе:
аппаратура коммуникационная, теле- и радиопередающая - 169,5 млрд. рублей;
аппаратура радиолокационная, радионавигационная - 193,2 млрд. рублей;
инструменты и приборы для измерения, контроля и испытаний - 115,9 млрд. рублей;
компьютеры и периферийное оборудование - 100,7 млрд. рублей;
приборы навигационные, метеорологические, геофизические - 62,6 млрд. рублей;
приборы для контроля прочих физических величин - 45,7 млрд. рублей;
оборудование и приборы для облучения, реабилитации, электрическое диагностическое и терапевтическое оборудование, применяемое в медицинских целях, - 43,3 млрд. рублей;
диоды и транзисторы - 30,2 млрд. рублей;
лампы и трубки электронные вакуумные - 36,7 млрд. рублей;
части и принадлежности оборудования для измерения, испытаний и навигации - 20,3 млрд. рублей;
устройства охранной или пожарной сигнализации - 22,1 млрд. рублей;
карты магнитные - 4,4 млрд. рублей.
Отрасль ориентирована на внутренний рынок. Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет 22,75 процента, в 2022 году было экспортировано продукции на 5,57 млрд. долларов США, что на 1,5 процента больше, чем в 2021 году. Доля российских производителей на внутреннем рынке составляет 34,7 процента. В 2019-2021 годах этот показатель снижался, в 2022 году доля российских производителей на внутреннем рынке увеличилась.
Количество занятых в отрасли на 2022 год составляет 406830 человек, средняя заработная плата - около 74 тыс. рублей в месяц. Занятость в отрасли в последние годы выросла на 0,57 процента по сравнению с 2021 годом, но незначительно снизилась по отношению к 2019 году на 0,15 процента.
Существуют риски срыва производства при отсутствии поставок иностранных компонентов или средств производства, не имеющих аналогов в Российской Федерации.
Основными вызовами развития электронной промышленности являются:
длительные сроки разработки и освоения в производстве новых видов и типов электронных компонентов, а также технологий их производства;
незамкнутость (в пределах государства) технологических цепочек по созданию электронной продукции;
зависимость процессов создания продукции электронной промышленности от иностранных технологий, оборудования, специальных и особо чистых материалов, газов и веществ, прикладного и инструментального программного обеспечения;
отсутствие ключевых классов программного обеспечения, поддерживающего архитектуры электронных компонентов российской разработки и разработанного на базе открытых (свободно распространяемых) архитектур;
отсутствие единой системы управления стандартами и требованиями к использованию электронной аппаратуры, электронных компонентов и модулей;
недостаточно широкая номенклатура отечественной электронной аппаратуры, современных электронных компонентов и модулей;
невозможность обеспечения отечественными предприятиями промышленности в полном объеме (в количественном и качественном выражениях) потребности внутреннего рынка в электронных компонентах и модулях, электронной аппаратуре и системах на ее основе, в том числе критической информационной инфраструктуре Российской Федерации.
Стратегическими целями в области развития электронной промышленности являются:
наращивание потенциала организаций электронной промышленности для обеспечения технологического суверенитета государства в областях экономической безопасности Российской Федерации и безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;