Российская автомобильная промышленность с начала 2020-х годов, как и многие другие отрасли, находилась под давлением широкого спектра факторов неопределенности, в том числе санкционных и геополитических рисков, дефицита полупроводников и логистических проблем. Ввиду значительных изменений в глобальных цепочках поставок формируется во многом новая архитектура отрасли.
По состоянию на конец 2022 года производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (код 29 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности) представлено 624 крупными и средними предприятиями. Основная часть компаний размещена в Приволжском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах (гг.Тольятти, Набережные Челны, Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Калуга и Тула).
Индекс производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (для группы 29 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2) по полному кругу организаций-производителей за 2022 год составил 55,3 процента (за 2019 год - 96,3 процента, за 2020 год - 87,9 процента, за 2021 год - 114,6 процента).
На территории Российской Федерации за январь - декабрь 2022 г. было произведено около 0,6 млн. автомобилей всех типов, что на 61 процент меньше, чем за аналогичный период 2021 года, в том числе, по данным Федеральной службы государственной статистики, 450,3 тыс. легковых автомобилей (-67 процентов), 140,9 тыс. средств автотранспортных грузовых (-24,3 процента), 13,6 тыс. автобусов, имеющих технически допустимую максимальную массу не более 5 тонн (-38,2 процента), 12,5 тыс. автобусов, имеющих технически допустимую максимальную массу более 5 тонн (-15,2 процента). За указанный период также было изготовлено 70,9 тыс. штук легкого коммерческого транспорта (-20,2 процента).
В силу геополитической обстановки с 2020 года российский рынок испытывает дефицит по многим позициям автомобильной продукции, в связи с чем приоритетной задачей отрасли является насыщение собственного рынка.
Доля экспорта в общем объеме выпуска автомобильной продукции в 2022 году составила 7,4 процента (на сумму 2,1 млрд. долларов США), что на 43,1 процента меньше, чем в 2021 году.
В 2022 году доля автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на внутреннем рынке составила 57,7 процента и в период текущего кризиса показывает резкое снижение со среднегодового показателя, составляющего 85 процентов, из-за массового ухода из Российской Федерации автопроизводителей из недружественных стран.
Несмотря на падение рынка и значительное снижение объемов производства автомобилей, удалось сохранить численность персонала в отрасли. За 2022 год среднесписочная численность персонала в автомобильной промышленности составила 270,4 тыс. человек, что на 3,3 процента меньше уровня показателей 2021 года. При этом средняя заработная плата работников отрасли составила 57,8 тыс. рублей в месяц, что на 8,7 процента больше, чем за 2021 год.
За 2022 год инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в автомобильной промышленности составили 47 млрд. рублей. При этом индекс физического объема инвестиций в основной капитал по итогам 3 кварталов 2022 года составил 45,6 процента.
Целями развития автомобильной промышленности до 2035 года являются:
удовлетворение потребности российского рынка в высоколокализованной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, современных сервисах мобильности и цифровых автомобильных сервисах;
обеспечение технологического суверенитета автомобильной промышленности;
обеспечение роста вклада автомобильной промышленности в российскую экономику;
обеспечение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке с возможностью экспорта современных технологий из Российской Федерации.
Приоритетными направлениями инновационного развития автомобильной промышленности являются:
достижение технологического суверенитета по ключевым компонентам, сложным узлам и системам (автоматические коробки передач, системы двигателей, электронные компоненты, системы полного привода, системы безопасности, компоненты и системы электрических автомобилей);
разработка автомобилей с перспективными видами силовой установки (электрические, гибридные автомобили, автомобили на водородных топливных элементах) и компонентов к ним;
развитие технологий автономизации и роботизации транспортных средств, телематических транспортных систем, интеллектуальных систем безопасности и управления;
повышение конкурентоспособности (потребительских свойств и функций) автомобилей путем освоения принципиально новых модульных платформ и электронных архитектур;
повышение уровня безопасности транспортных средств за счет разработки и внедрения независимой единой системы оценки безопасности колесных транспортных средств (RuNCAP);
улучшение энергоэффективности и повышение экологических показателей транспортных средств;
применение новых технологий проектирования, моделирования и производства транспортных средств;
развитие гибких и адаптивных производственных технологий, технологий информатизации и компьютеризации производств;
расширение применения новых конструкционных и эксплуатационных материалов.
В целях удовлетворения потребности внутреннего рынка требуется решение следующих задач:
стимулирование производства целевого объема высоколокализованной продукции;
обеспечение целевого объема внутреннего спроса за счет мер государственной поддержки и стимулирования обновления парка транспортных средств с учетом баланса спроса и предложения на автомобильном рынке.
В целях обеспечения технологического суверенитета требуется решение следующих задач: