В сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации находится около 200 предприятий судостроительной промышленности. Основная часть компаний размещена в гг.Санкт-Петербурге и Севастополе, в Республике Татарстан, Республике Крым, Ленинградской, Архангельской, Мурманской, Калининградской, Астраханской, Нижегородской и Ярославской областях, а также в Приморском крае.
В 2019-2022 годах объемы производства возрастали, в настоящее время отрасль находится в состоянии роста. Индекс производства в 2022 году составил 100,3 процента. Объем производства судостроительной промышленности в 2022 году составил 496,8 млрд. рублей. Всего отечественными судостроительными предприятиями было построено 85 судов гражданского назначения.
Отрасль ориентирована на внутренний рынок. Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет 4,3 процента, в 2022 году было экспортировано продукции на 0,32 млрд. долларов США, что на 43 процента меньше, чем в 2021 году. Доля российских производителей на внутреннем рынке составляет 95,7 процента и в последние годы растет.
Среднесписочная численность работников в судостроительной отрасли за 2022 год составила 194 тыс. человек, средняя заработная плата составляет более 77 тыс. рублей в месяц. Среднесписочная численность занятых в отрасли в последние годы существенно не меняется. Динамика показателя средней заработной платы работников отрасли положительная.
Основными рисками и вызовами для судостроения в современных условиях являются:
уход с отечественного рынка иностранных производителей и поставщиков, запрет или ограничения на поставки иностранных товаров и технологий, включая судовое комплектующее оборудование;
прекращение действия лицензий на иностранное программное обеспечение, включая систему автоматизации проектных работ;
прекращение ремонта и обслуживания судов российского морского флота в недружественных странах;
неблагоприятная конъюнктура внешнего и внутреннего рынков судостроительной продукции.
Ключевыми целями развития судостроительной промышленности являются обеспечение проектирования и строительства конкурентоспособной отечественной продукции судостроительной отрасли в целевых сегментах рынка, а также создание кораблей, судов и морской техники для обеспечения социально-экономического развития, продовольственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Приоритетными направлениями развития судостроительной промышленности являются:
повышение уровня технологической независимости судостроительного производства на территории Российской Федерации;
наращивание объемов производства серийной гражданской продукции судостроения;
развитие и поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциала на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление морской деятельности и выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции судостроительной отрасли;
обеспечение разработки, внедрения и серийного производства критической номенклатуры судового комплектующего оборудования;
строительство ледокольного флота нового поколения, гидрографических, лоцмейстерских и аварийно-спасательных судов ледового класса;
выстраивание эффективного продвижения в системе маркетинга не только продукции судостроения, но и услуг по ремонту и сервисному обслуживанию такой продукции.
В целях создания судовых беспилотных систем реализуется федеральный проект "Автономное судовождение". Ключевыми задачами на 2023 год являются создание 8 образцов судового и берегового оборудования для обеспечения автономного судовождения, специального тренажера для обучения операторов автономных судов, а также запуск 2 автономных грузопассажирских паромов "Генерал Черняховский" и "Маршал Рокоссовский" на паромной переправе Балтийск - Усть-Луга.
Приоритетными группами продукции судостроительной промышленности в части гражданского судостроения на основании перспективного плана строительства гражданских судов на период до 2035 года (с годовым уровнем производства), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром промышленности и торговли Российской Федерации Мантуровым Д.В. от 13 декабря 2022 г. N 14998п-П7, являются:
(штук) | ||||||||||
Наименование приоритетной группы продукции | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | |
1. | Морские транспортные суда | 4 | 4 | 9 | 10 | 18 | 20 | 24 | 28 | 24 |
2. | Промысловые суда | 4 | 21 | 35 | 25 | 18 | 21 | 21 | 20 | 0 |
3. | Служебные и вспомогательные суда и катера | 19 | 14 | 17 | 12 | 19 | 18 | 23 | 21 | 22 |
4. | Суда и плавсредства для освоения шельфа | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 |
5. | Суда технического флота | 29 | 23 | 18 | 12 | 13 | 13 | 0 | 0 | 0 |
6. | Транспортные суда смешанного и внутреннего плавания | 26 | 29 | 47 | 52 | 48 | 49 | 48 | 54 | 51 |
Итого | 84 | 92 | 128 | 113 | 119 | 124 | 119 | 123 | 97. |
Указанным перспективным планом предусмотрена ежегодная актуализация количественных и стоимостных параметров строительства судов и плавсредств, в том числе на основе уточнения платежеспособного спроса заказчиков, результатов реализации мероприятий по развитию производственных мощностей судостроения, а также иных факторов, определяющих объемы перспективного заказа.
В таблице приведены фактические данные по итогам строительства судов и плавсредств на судостроительных предприятиях в 2022 году.