Действующий

Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

IV. Приоритетные направления развития судостроительной промышленности Российской Федерации


В сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации находится около 200 предприятий судостроительной промышленности. Основная часть компаний размещена в гг.Санкт-Петербурге и Севастополе, в Республике Татарстан, Республике Крым, Ленинградской, Архангельской, Мурманской, Калининградской, Астраханской, Нижегородской и Ярославской областях, а также в Приморском крае.

В 2019-2022 годах объемы производства возрастали, в настоящее время отрасль находится в состоянии роста. Индекс производства в 2022 году составил 100,3 процента. Объем производства судостроительной промышленности в 2022 году составил 496,8 млрд. рублей. Всего отечественными судостроительными предприятиями было построено 85 судов гражданского назначения.

Отрасль ориентирована на внутренний рынок. Доля экспорта в общем объеме выпуска составляет 4,3 процента, в 2022 году было экспортировано продукции на 0,32 млрд. долларов США, что на 43 процента меньше, чем в 2021 году. Доля российских производителей на внутреннем рынке составляет 95,7 процента и в последние годы растет.

Среднесписочная численность работников в судостроительной отрасли за 2022 год составила 194 тыс. человек, средняя заработная плата составляет более 77 тыс. рублей в месяц. Среднесписочная численность занятых в отрасли в последние годы существенно не меняется. Динамика показателя средней заработной платы работников отрасли положительная.

Основными рисками и вызовами для судостроения в современных условиях являются:

уход с отечественного рынка иностранных производителей и поставщиков, запрет или ограничения на поставки иностранных товаров и технологий, включая судовое комплектующее оборудование;

прекращение действия лицензий на иностранное программное обеспечение, включая систему автоматизации проектных работ;

прекращение ремонта и обслуживания судов российского морского флота в недружественных странах;

неблагоприятная конъюнктура внешнего и внутреннего рынков судостроительной продукции.

Ключевыми целями развития судостроительной промышленности являются обеспечение проектирования и строительства конкурентоспособной отечественной продукции судостроительной отрасли в целевых сегментах рынка, а также создание кораблей, судов и морской техники для обеспечения социально-экономического развития, продовольственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития судостроительной промышленности являются:

повышение уровня технологической независимости судостроительного производства на территории Российской Федерации;

наращивание объемов производства серийной гражданской продукции судостроения;

развитие и поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциала на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление морской деятельности и выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции судостроительной отрасли;

обеспечение разработки, внедрения и серийного производства критической номенклатуры судового комплектующего оборудования;

строительство ледокольного флота нового поколения, гидрографических, лоцмейстерских и аварийно-спасательных судов ледового класса;

выстраивание эффективного продвижения в системе маркетинга не только продукции судостроения, но и услуг по ремонту и сервисному обслуживанию такой продукции.

В целях создания судовых беспилотных систем реализуется федеральный проект "Автономное судовождение". Ключевыми задачами на 2023 год являются создание 8 образцов судового и берегового оборудования для обеспечения автономного судовождения, специального тренажера для обучения операторов автономных судов, а также запуск 2 автономных грузопассажирских паромов "Генерал Черняховский" и "Маршал Рокоссовский" на паромной переправе Балтийск - Усть-Луга.

Приоритетными группами продукции судостроительной промышленности в части гражданского судостроения на основании перспективного плана строительства гражданских судов на период до 2035 года (с годовым уровнем производства), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром промышленности и торговли Российской Федерации Мантуровым Д.В. от 13 декабря 2022 г. N 14998п-П7, являются:

(штук)

Наименование приоритетной группы продукции

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1.

Морские транспортные суда

4

4

9

10

18

20

24

28

24

2.

Промысловые суда

4

21

35

25

18

21

21

20

0

3.

Служебные и вспомогательные суда и катера

19

14

17

12

19

18

23

21

22

4.

Суда и плавсредства для освоения шельфа

2

1

2

2

3

3

3

0

0

5.

Суда технического флота

29

23

18

12

13

13

0

0

0

6.

Транспортные суда смешанного и внутреннего плавания

26

29

47

52

48

49

48

54

51

Итого

84

92

128

113

119

124

119

123

97.


Указанным перспективным планом предусмотрена ежегодная актуализация количественных и стоимостных параметров строительства судов и плавсредств, в том числе на основе уточнения платежеспособного спроса заказчиков, результатов реализации мероприятий по развитию производственных мощностей судостроения, а также иных факторов, определяющих объемы перспективного заказа.

В таблице приведены фактические данные по итогам строительства судов и плавсредств на судостроительных предприятиях в 2022 году.