Действующий

О направлении Методического инструментария по осуществлению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации (версия 2.0)

     2.2.1. Психологический портрет наставника


Важнейшей составляющей успешного наставничества является психологическая совместимость наставника и наставляемого.

При определении кандидатуры наставника непосредственному руководителю наставляемого следует выбирать наставника, который демонстрирует в своем поведении следующие качества в целях эффективной реализации наставником своих функций.

1. Разделяет ценности государственного органа и понимает специфику гражданской службы

Эффективное выполнение государственным органом своих функций зависит от степени приверженности и понимания гражданскими служащими ценностей государственного органа, от их ориентации на профессиональное, честное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, служение человеку, его правам и свободам.

Воспитание этих качеств у наставляемых возможно при их наличии у самого наставника.

2. Желание быть наставником

Наставничество - это дополнительная нагрузка к исполняемым наставником должностным обязанностям. Формальное осуществление наставничества, участие в нем только ради собственной материальной выгоды не будет иметь положительных результатов для государственного органа и наставляемого.

3. Способность передавать имеющиеся знания и умения, накопленный опыт, профессиональное мастерство

При выборе наставника следует обращать внимание на тех, к кому чаще обращаются за советом в профессиональной служебной деятельности, кто грамотно ставит задачи и определяет текущие цели развития. Опыт осуществления наставничества также важен и в целях определения потенциальных эффективных руководителей из числа наставников.

4. Иметь авторитет в коллективе

Наставник, имеющий авторитет в коллективе, как было отмечено выше, своим личным примером формирует модель поведения гражданских служащих, в отношении которых осуществляется наставничество, которая должна соответствовать правилам, установленным в государственном органе.

Профессиональная культура направлена на создание в государственном органе позитивного морально-психологического климата, который позволял бы гражданскому служащему вне зависимости от уровня замещаемой должности развиваться как личности и профессионалу, раскрывать творческий потенциал, ощущать свою значимость и сопричастность к решению приоритетных задач, стоящих перед государственным органом.

5. Умение радоваться успехам наставляемых и поддерживать их мотивацию

Одной из задач наставника является формирование сплоченной команды государственного органа. В этой связи при выборе наставника следует обращать внимание на готовность кандидата передавать свой опыт, не опасаясь появления возможных конкурентов, разделять успехи и ошибки наставляемых, самоотверженно формируя высокоэффективных специалистов для достижения целей государственного органа.