Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58849-2020 Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения

     4.3 Создание опережающего научно-технического задела

4.3.1 При создании авиационной техники необходимо руководствоваться современными принципами ее проектирования и разработки на базе опережающего НТЗ, возможно применимого к различным образцам АТ

Готовность опережающего НТЗ к использованию подтверждается достижением соответствующих уровней готовности технологии, а также другими объективными свидетельствами.

В соответствии с концепцией опережающего создания НТЗ задел необходимо создавать к моменту принятия решения о создании конкретного образца АТ. При этом требования к перспективным образцам АТ и новым технологиям формулируются не детально, а только на верхнем (системном) уровне, определяющем ключевые ТХ этой АТ, но не конкретные пути их достижения.

Опережающий НТЗ в авиастроении формируется в рамках проблемно-ориентированных и комплексных научно-технологических проектов. Для оценки зрелости разработанных технологий используют шкалы УГТ в соответствии с ГОСТ Р 57194.1 и ГОСТ Р 58048.

4.3.2 Основной целью создания опережающего НТЗ в области развития авиации гражданского назначения является получение научно-технических результатов, обеспечивающих:

- достижение приемлемого уровня обеспечения безопасности полетов;

- повышение эффективности и качества, экономической и физической доступности услуг, оказываемых с применением АТ российского производства;

- повышение уровня ее конкурентоспособности; снижение вредного воздействия АТ на окружающую среду.

При создании НТЗ возможность достижения образцами АТ и в авиатранспортной системе требуемых значений целевых показателей подтверждается в рамках проблемно-ориентированных и технологических проектов на уровне технических концепций и математических моделей, а в рамках комплексных научно-технологических проектов - на уровне демонстраторов технологий.

Создание НТЗ проводят с учетом анализа международного рынка ВС и прогноза перспектив его развития, требований потенциальных покупателей и эксплуатантов, мирового опыта создания АТ, тенденций ее развития, международных требований по безопасности полетов и требований к экологическим характеристикам АТ.

В процессе работ по созданию НТЗ получают, обобщают, накапливают и систематизируют новые знания в области авиационной науки и техники, результаты фундаментальных и поисковых исследований, теоретической и конструкторской проработки, экспериментальной проверки и демонстрации новых идей и технических решений в форме авиационных технологий, норм, правил и НТД, направленных на снижение затрат, сроков и рисков при создании АТ, достижение основных целевых показателей (уровня конкурентоспособности, безопасности полетов, эргономики, экологической безопасности и экономической эффективности воздушного транспорта).

4.3.3 Система индикаторов уровня научно-технического совершенства технологий, разработанных в рамках комплексных научно-технологических проектов, а также индикаторов достижения целей создания НТЗ формируется в рамках технологического прогнозирования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области стратегического планирования и прогнозирования и корректируется в соответствии с отраслевым научно-технологическим прогнозом, который разрабатывается НИИ с привлечением других научно-исследовательских организаций промышленности, Российской академии наук, иных научных организаций, высших учебных заведений, а также представителей предприятий авиационной промышленности и потенциальных заказчиков.

4.3.4 Проблемно-ориентированные и технологические проекты осуществляют в целях создания опережающего НТЗ в рамках государственных и федеральных целевых программ.