4.2.1 Важными особенностями создания АТ являются:
а) программно-целевой подход к развитию авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;
б) государственный контроль (надзор) за развитием авиации;
в) обязательность для юридических лиц, которые осуществляют разработку, производство и испытания авиационной техники, наличия лицензий, сертификатов и соблюдения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны;
г) ответственность разработчиков, производителей и эксплуатантов авиационной техники в отношении ее соответствия воздушному нормам и техническим требованиям;
д) ответственность авиационных организаций в отношении безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники;
е) финансирование развития авиации путем выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на федеральные целевые программы разработки, производства, испытаний, эксплуатации, ремонта и утилизации АТ в целях обеспечения государственных нужд;
ж) возможность привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе собственных средств, государственными заказчиками и исполнителями авиационных работ и услуг.
4.2.2 В отдельных случаях с целью создания АТ формируются программы создания АТ, которые должны распространяться на все стадии ЖЦ АТ, от исследований и проектирования до утилизации.
При необходимости в программе предусматривают отдельные подпрограммы и проекты (например, создания СЧ АТ). Состав и последовательность выполнения таких подпрограмм зависит от особенностей создаваемой АТ, ее состава, стадии ЖЦ, участников программы, других факторов.
Программы создания АТ в качестве подпрограмм могут входить в программы верхнего уровня, например в программы создания авиатранспортных систем.
4.2.3 Взаимозависимые программы создания АТ, а также программы формирования непрерывно обновляемого опережающего НТЗ (полностью или частично финансируемые в рамках государственных программ) должны быть согласованы между собой по целям, срокам, стадиям ЖЦ, объемам и срокам финансирования, техническим и эксплуатационным характеристикам, другим важным для выполнения программ параметрам.
Программы формирования опережающего НТЗ включают поисковые научно-исследовательские работы, проблемно-ориентированные проекты и комплексные научно-технологические проекты, в рамках которых выполняются прикладные НИР, направленные на отбор и системную интеграцию взаимосвязанных технологий для достижения целевых характеристик АТ.
При планировании и исполнении программ создания АТ необходимо учитывать различие в сроках ЖЦ АТ и ее СЧ, предполагаемые планы по их совершенствованию (модификации), а также возможность применения создаваемых СЧ в различных образцах АТ.
Примечания
1 Программы создания авиационных двигателей рекомендуется начинать до принятия решения о создании конкретного типа ВС, так как к моменту принятия такого решения НТЗ по перспективному авиационному двигателю должен находиться на достаточно высоком уровне готовности технологии.
2 С учетом высокой скорости устаревания бортовое радиоэлектронное оборудование может подвергаться многократной модификации за срок эксплуатации ВС. Это необходимо учитывать в программах создания АТ с поэтапным наращиванием эксплуатационных характеристик, когда программой предусмотрено постепенное повышение эксплуатационных качеств ВС путем совершенствования (модификации) отдельных СЧ АТ.
4.2.4 В создании АТ участвуют:
- заказчик (в соответствии с 4.1.4);
- головной исполнитель (соисполнители);
- головной разработчик (разработчики СЧ);
- головной изготовитель (изготовители СЧ);
- НИИ и другие научные организации;
- уполномоченный орган в области гражданской авиации;
- авиарегистр и сертификационные центры;
- независимые инспекции;
- эксплуатанты, представляющие также интересы потребителей их услуг.
Примечание - Описанные далее роли в конкретных программах создания АТ могут исполняться как разными организациями, так и в рамках одной вертикально-интегрированной структуры (организации).