Действующий

О направлении методических рекомендаций

Рекомендации реализации учебной и производственной практик и проведению государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


Основные положения по реализации учебной и производственной практик в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, отражены в Методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций") (далее - Методические рекомендации от 19.03.2020).

В Методических рекомендациях от 19.03.2020 указано, что учебная и производственная практики для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ могут быть проведены непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В указанном случае образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, рекомендуется обеспечить возможность прохождения учебной и производственной практик с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе скорректировать график учебного процесса образовательной организации.

В случае необходимости образовательная организация вправе внести изменение в календарный график учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом образовательной организации.

Основные положения, касающиеся вопросов организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий и организации образовательного процесса на выпускных курсах образовательных организаций, в том числе проведения Государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), изложены в рекомендациях Минпросвещения России от 27 марта 2020 г. N ГД-83/05 и от 02 апреля 2020 г. N ГД-121/05 (далее - Рекомендации).

В Рекомендациях указано, что ГИА обучающихся планируется к проведению в установленные сроки с возможным использованием дистанционных технологий. Образовательные организации осуществляют допуск обучающихся к ГИА, не имеющих академической задолженности и в полном объеме выполнивших учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам. ГИА в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки не проводится на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии. При наличии технической возможности ГИА проводится с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации.

Проведение ГИА с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий рекомендуется для проведения защит:

- выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы либо проведения демонстрационного экзамена согласно ФГОС по профессиям;

- дипломной работы (дипломного проекта) и (или) проведения демонстрационного экзамена согласно ФГОС СПО по специальностям.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 (далее - Порядок), содержит раздел "Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Пункт 42 данного Порядка определяет перечень мер, которые должны быть обеспечены профессиональной образовательной организацией, в целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ОВЗ в зависимости от имеющейся нозологии. Так, например, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению должны быть обеспечены: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля), и др. условия.

Исходя из вышесказанного, при проведении ГИА по программам СПО, кроме перечисленных в Порядке, должно быть обеспечено сопровождение ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы) или замена печатных материалов аудиоматериалами.

Реализация программ СПО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе адаптированных образовательных программ, которые в соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" представляют собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В отношении реализации программ СПО и проведения ГИА ФГОС СПО предусматривают некоторые общие нормы, учитывающие особенности обучающихся с ОВЗ:

- наличие возможности приема-передачи информации в доступной для инвалидов и лиц с ОВЗ форме при применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- возможность увеличения не более, чем на 1 год срока получения образования по программам СПО, что влияет на срок прохождения ГИА для данной категории обучающихся;

- включение в программу СПО адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;

- обеспечение обучающихся инвалидов и лиц ОВЗ печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья;

- адаптацию оценочных средств и методик обучения, применяемых рамках учебного процесса, в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- и др.

Согласно пункту 10 Порядка ГИА, формами ГИА по программам СПО в соответствии с ФГОС СПО являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена. Согласно пункту 14.1 Порядка ГИА демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Особенности проведения ГИА для инвалидов и обучающихся с ОВЗ должны быть в полной мере учтены при проведении ГИА в виде демонстрационного экзамена.

Методической основой для проведения ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются требования ФГОС СПО.

В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 06-443 "О направлении Методических рекомендаций", а также согласно ФГОС СПО ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна проходить в соответствии с утвержденной в образовательной организации адаптированной образовательной программой.

В случае сдачи инвалидами и лицами с ОВЗ демонстрационного экзамена, оценочные материалы для его проведения выбираются в соответствии с комплектами оценочной документации с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких обучающихся.

Порядок формирования заданий, выносимых на защиту выпускной квалификационной работы, а также утверждение тем выпускных квалификационных работ для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, устанавливается в программе ГИА и доводится до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей).

В соответствии с частью 16 статьи 2 Закона 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Рекомендации, предоставленные ПМПК, заявление родителей (законных представителей), либо выдаваемая МСЭ индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее - ИПРА) в части описания требуемых образовательных условий являются основанием для создания в образовательной организации, реализующей программы СПО, особых условий для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе при прохождении ГИА.