Действующий

Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов

5. Особенности построения работы в отдельных категориях организаций

     

5.1. При внедрении в отдельных категориях организаций механизмов регулирования конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации закреплены различные определения понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", а также процедуры урегулирования конфликта интересов.

Отдельные категории организаций не обязаны при разработке соответствующих регулятивных мер основываться на определении "конфликта интересов", закрепленном в Федеральном законе N 273-ФЗ. Вместе с тем рекомендуется, чтобы вводимые отдельными категориями организаций определения понятий "личная заинтересованность" и "конфликт интересов" не противоречили общим подходам, заложенным в соответствующих определениях Федерального закона N 273-ФЗ.

Также отдельным категориям организаций следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими сферу, в которой организация осуществляет свою деятельность, и содержащими соответствующие понятия и их определение и (или) описание.

5.2. При построении работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников отдельных категорий организаций при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, рекомендуется руководствоваться применимыми положениями разделов 2-4 настоящих Методических рекомендаций.

Вместе с тем, в первую очередь, рекомендуется разработать отдельное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта.

________________

Антикоррупционная политика организации - рамочный документ, определяющий основные подходы к реализации антикоррупционных мер. Представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации, на основании которого осуществляется подготовка локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения и противодействия коррупции.

Утверждаемая антикоррупционная политика организации и локальные нормативные акты организации в сфере предупреждения коррупции, а также возлагаемые в связи с этим на работников антикоррупционные стандарты должны соответствовать закрепленным в Конституции Российской Федерации правам и законным интересам работников, в частности, праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также учитывать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

5.3. В указанном положении прописываются аспекты, связанные со следующим:

- предупреждение конфликта интересов, то есть система антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов;

- выявление конфликта интересов (например, посредством установления декларирования или самостоятельного анализа информации работниками подразделения по профилактике коррупционных правонарушений);

- урегулирование конфликта интересов, то есть принятие организационных мер (например, усиление контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов).

5.4. В этой связи в рассматриваемом положении могут быть предусмотрены следующие структурные единицы (разделы):

1) цели и задачи принятия положения;

2) круг лиц, попадающих под его действие;

3) основные используемые понятия и определения (в том числе понятия "личная заинтересованность", "конфликт интересов", "связанные лица" и иные);

4) принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации;

5) действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления;

6) порядок раскрытия конфликта интересов (декларирования);

7) порядок рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов;

8) меры ответственности.

При этом все процедуры, предусматриваемые положением о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, должны быть тщательно проработаны с учетом особенностей управленческих процессов в конкретной организации.

5.5. В основу рассматриваемой работы в отдельных категориях организаций могут быть положены следующие принципы:

- раскрытие сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов, личной заинтересованности;

- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении личной заинтересованности работника;

- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о личной заинтересованности и об урегулировании конфликта интересов;

- соблюдение баланса интересов организации и работника;

- защита работника от преследования в связи с сообщением о личной заинтересованности, которая была своевременно раскрыта работником.