5.1. При внедрении в отдельных категориях организаций механизмов регулирования конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации закреплены различные определения понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", а также процедуры урегулирования конфликта интересов.
Отдельные категории организаций не обязаны при разработке соответствующих регулятивных мер основываться на определении "конфликта интересов", закрепленном в Федеральном законе N 273-ФЗ. Вместе с тем рекомендуется, чтобы вводимые отдельными категориями организаций определения понятий "личная заинтересованность" и "конфликт интересов" не противоречили общим подходам, заложенным в соответствующих определениях Федерального закона N 273-ФЗ.
Также отдельным категориям организаций следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими сферу, в которой организация осуществляет свою деятельность, и содержащими соответствующие понятия и их определение и (или) описание.
5.2. При построении работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников отдельных категорий организаций при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, рекомендуется руководствоваться применимыми положениями разделов 2-4 настоящих Методических рекомендаций.
Вместе с тем, в первую очередь, рекомендуется разработать отдельное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта.
________________
Антикоррупционная политика организации - рамочный документ, определяющий основные подходы к реализации антикоррупционных мер. Представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации, на основании которого осуществляется подготовка локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
Утверждаемая антикоррупционная политика организации и локальные нормативные акты организации в сфере предупреждения коррупции, а также возлагаемые в связи с этим на работников антикоррупционные стандарты должны соответствовать закрепленным в Конституции Российской Федерации правам и законным интересам работников, в частности, праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также учитывать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
5.3. В указанном положении прописываются аспекты, связанные со следующим:
- предупреждение конфликта интересов, то есть система антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов;
- выявление конфликта интересов (например, посредством установления декларирования или самостоятельного анализа информации работниками подразделения по профилактике коррупционных правонарушений);
- урегулирование конфликта интересов, то есть принятие организационных мер (например, усиление контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов).
5.4. В этой связи в рассматриваемом положении могут быть предусмотрены следующие структурные единицы (разделы):
1) цели и задачи принятия положения;
2) круг лиц, попадающих под его действие;
3) основные используемые понятия и определения (в том числе понятия "личная заинтересованность", "конфликт интересов", "связанные лица" и иные);
4) принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации;
5) действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления;
6) порядок раскрытия конфликта интересов (декларирования);
7) порядок рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов;
8) меры ответственности.
При этом все процедуры, предусматриваемые положением о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, должны быть тщательно проработаны с учетом особенностей управленческих процессов в конкретной организации.
5.5. В основу рассматриваемой работы в отдельных категориях организаций могут быть положены следующие принципы:
- раскрытие сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов, личной заинтересованности;
- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении личной заинтересованности работника;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о личной заинтересованности и об урегулировании конфликта интересов;
- соблюдение баланса интересов организации и работника;
- защита работника от преследования в связи с сообщением о личной заинтересованности, которая была своевременно раскрыта работником.