3.1. Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется, в первую очередь, определить перечень служащих (работников), участвующих в осуществлении закупки. К таким служащим (работникам) относятся следующие (если применимо):
1) руководитель заказчика;
2) члены коллегиального органа по осуществлению закупок (например, члены приемочной комиссии, члены комиссии по осуществлению закупок (далее также - комиссия));
3) должностные лица контрактной службы или контрактный управляющий;
4) служащие (работники), заинтересованные в осуществлении закупки (например, служащие (работники), участвующие описании объекта закупки);
5) иные лица, участвующие в осуществлении закупок.
3.2. Таким образом, должности, замещаемые указанными категориями лиц, рекомендуется включить в перечень должностей, при замещении которых служащие (работники) обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (если применимо).
3.3. Одновременно подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется не реже одного раза в год проводить консультативно-методические совещания, направленные на информирование служащих (работников), участвующих в осуществлении закупок, о следующем:
1) понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность";
2) обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
3) положения Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, особое внимание при этом уделив обстоятельствам, характеризующим ситуации в качестве конфликта интересов;
4) порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
5) ответственность за неисполнение указанной обязанности;
6) иная признанная целесообразной к сообщению информация.
Также такую работу рекомендуется проводить с лицами, которым впервые поручено осуществлять деятельность, связанную с закупками.
3.4. Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется составить базу типовых ситуаций, содержащих факты наличия личной заинтересованности (возможного наличия личной заинтересованности).
3.5. Типовые ситуации содержатся в Обзорах практики правоприменения в сфере конфликта интересов, размещаемых на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13, а также могут быть подготовлены самостоятельно посредством анализа, например, судебных решений.
К типовым ситуациям, применимым непосредственно для целей закупок, могут относиться следующие:
1) в конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) участвует организация, в которой работает близкий родственник члена комиссии либо иного служащего (работника), заинтересованного в осуществлении закупки;
2) в конкурентных процедурах участвует организация, в которой у члена комиссии либо у иного служащего (работника), заинтересованного в осуществлении закупки, имеется доля участия в уставном капитале (такие лица являются учредителями (соучредителями));
3) в конкурентных процедурах участвует организация, в которой ранее работал член комиссии либо иной служащий (работник), заинтересованный в осуществлении закупки;
4) в закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, участвуют служащие (работники), чьи родственники или иные лица, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения, владеют исключительными правами;
5) в конкурентных процедурах участвует организация, ценные бумаги которой имеются в собственности у члена комиссии либо у иного служащего (работника), заинтересованного в осуществлении закупки, в том числе иных лиц, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения.
3.6. Кроме того, целесообразно организовать ежегодную добровольную оценку знаний служащих (работников) по вопросам, связанным с соблюдением служащими (работниками) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, особое внимание при этом уделив вопросам, связанным с личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление закупок.
Указанная оценка знаний может проводиться в форме тестирования с перечнем открытых и закрытых вопросов.
Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений целесообразно в рамках оценки знаний также организовать рассмотрение типовых ситуаций, содержащих факты наличия личной заинтересованности (возможного наличия личной заинтересованности).
В указанных типовых ситуациях рекомендуется проверить, во-первых, насколько служащий (работник) знает порядок осуществления действий, направленных на соблюдение положений Федерального закона N 273-ФЗ и других нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции, во-вторых, насколько он готов воспроизвести такой порядок в действительности.
3.7. В случае привлечения служащего (работника) к ответственности за коррупционное правонарушение, допущенное при осуществлении закупки, подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется обеспечить с соблюдением законодательства Российской Федерации ознакомление иных служащих (работников) с последствиями незаконных действий (бездействия).