В условиях роста темпов развития цифровой экономики в Российской Федерации, создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования возрастает необходимость повышения качества таможенного администрирования, в том числе в части обеспечения баланса между применением таможенными органами процедур содействия (сокращение количества документов при таможенном декларировании, упрощение прохождения таможенного контроля при таможенном декларировании, сокращение времени проведения таможенных операций) и процедур контроля осуществления участниками внешнеэкономической деятельности своей деятельности на основе пересмотра подходов к таможенному контролю после выпуска товаров.
Целями формирования новых подходов к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров являются:
совершенствование организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров, контроля за ввозом и оборотом товаров на внутреннем рынке с акцентом на минимизацию рисков нарушения таможенного законодательства с применением автоматизированных технологий для автоматического выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров и реализации электронного документооборота между проверяемыми лицами и таможенными органами;
создание и внедрение инструмента таможенного контроля в виде таможенного мониторинга, позволяющего комплексно оценить деятельность определенных категорий проверяемых лиц на предмет идентификации таможенных рисков и определения их уровня, по результатам которого обеспечить упрощение административных процедур и устранение негативных последствий, в том числе в виде добровольной уплаты таможенных платежей, а также реализацию возможности использования проверяемыми лицами результатов таможенного мониторинга для самостоятельной оценки и минимизации таможенных рисков;
реализация и обеспечение функционирования системы прослеживаемости движения товаров, предусматривающей сквозной контроль товаров на территории Российской Федерации и таможенной территории Союза от их ввоза до реализации конечному потребителю с учетом информации о трансграничной торговле;
формирование института таможенного аудита как дополнительного инструмента, позволяющего учитывать данные в случаях необходимости подтверждения предоставляемых (предоставленных) при таможенном контроле упрощений, исходя из детального анализа внешнеторговых операций участников внешнеэкономической деятельности, бухгалтерской отчетности, иных видов и форм взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с контрагентами и иными государственными органами власти.
Основными задачами реализации новых подходов являются:
актуализация и разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей организацию и проведение таможенного контроля после выпуска товаров на основе системы управления рисками, в том числе по вопросам функционирования и совершенствования системы прослеживаемости движения товаров;
актуализация и расширение направлений проведения таможенного контроля в рамках смещения таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров;
повышение уровня автоматизации процессов таможенного контроля после выпуска товаров за счет внедрения технологии удаленного доступа к сведениям из информационных систем учета участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых таможенным законодательством предусмотрено применение удаленного доступа;
совершенствование электронного документооборота при проведении таможенного контроля (электронная таможенная проверка);
расширение практики автоматического (автоматизированного) выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров (лиц, в отношении которых планируется проведение таможенного контроля после выпуска товаров), а именно:
совершенствование риск-ориентированного подхода при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров для обеспечения выборочности его проведения, актуализация критериев отбора объектов таможенных проверок, использование цифровых технологий;
внедрение и использование системы прослеживаемости товаров при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров;
участие в совершенствовании системы прослеживаемости товаров, в том числе по следующим направлениям:
расширение перечня товаров, включенных в систему прослеживаемости в рамках взаимной торговли;
расширение перечня субъектов, участвующих в системе прослеживаемости товаров;
обеспечение и дальнейшее развитие информационного взаимодействия информационной системы таможенных органов с системой прослеживаемости товаров;
расширение и применение для организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров источников информации на основе информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти;
пресечение ввоза в Российскую Федерацию товаров, на ввоз и (или) оборот которых в Российской Федерации введен запрет, и выявление находящихся на территории Российской Федерации незаконно ввезенных товаров, в том числе с использованием системы прослеживаемости товаров;
выявление схем уклонения от уплаты платежей, в том числе с применением системы прослеживаемости товаров;
использование международных стандартов Всемирной таможенной организации, таможенного аудита, таможенного мониторинга для популяризации применения участниками внешнеэкономической деятельности добровольных систем оценок соответствия таможенному законодательству.