Действующий

Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (с изменениями на 12 июля 2024 года)

12. Совершенствование информационно-технического обеспечения таможенных органов и информационной безопасности


Информационно-коммуникационные технологии, информационные системы и информационные ресурсы, используемые в деятельности таможенных органов, способствуют развитию внешнеэкономической деятельности и дальнейшему повышению качества таможенного администрирования.

Их комплексное применение обеспечивает автоматизацию процессов поступления доходов в федеральный бюджет, применения комплекса мер по соблюдению запретов и ограничений, осуществления валютного контроля, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также минимизирует издержки для участников внешнеэкономической деятельности, связанные с совершением таможенных операций.

Совершенствование информационно-технического обеспечения таможенных органов и информационной безопасности способствуют созданию экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором во всех сферах социально-экономической деятельности, обеспечивая их эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, государства и граждан.

Основной целью указанного направления в условиях создания цифровой экономики Российской Федерации является трансформация информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов, охватывающая все основные стратегические направления развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года.

Основными задачами в этой области являются:

внедрение в деятельность таможенных органов передовых (инновационных) технологий ("облачные" технологии, "большие данные", безбумажные технологии, мобильные технологии, технологии идентификации, встроенные средства защиты информации);

обеспечение перехода на широкое применение в таможенных органах мобильных технологий и устройств, массовое оборудование датчиками и исполнительными устройствами материальных объектов и их подключение к сетевой инфраструктуре таможенных органов;

совершенствование информационно-программных средств, включая инфраструктуру, обеспечивающую безотказное функционирование всех компонентов информационной системы таможенных органов;

реализация технологии централизованного сбора, хранения и обработки информации о результатах таможенных осмотров товаров и транспортных средств, проведенных с использованием инспекционно-досмотровых комплексов;

создание долговременных архивов юридически значимых электронных документов;

расширение информационного взаимодействия с таможенными администрациями иностранных государств в таможенной сфере;

построение территориально распределенного главного Центра обработки данных Федеральной таможенной службы нового поколения, в котором реализованы информационные технологии, обеспечивающие централизацию используемых приложений, применение технологий сетевого доступа к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (технологий облачных вычислений);

обеспечение использования средств криптографической защиты информации, в том числе средств электронной подписи, прошедших оценку соответствия требованиям информационной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, при электронном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления между собой, а также с гражданами и организациями;

обеспечение комплексной защиты информационной инфраструктуры таможенных органов, в том числе с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы и системы критической информационной инфраструктуры;

обеспечение непрерывного мониторинга и анализа угроз, возникающих в связи с внедрением новых информационных технологий, для своевременного реагирования на них;

создание условий для развития электронного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности, в том числе финансовых организаций и государственных органов;

расширение трансграничного взаимодействия между таможенными службами и информационными системами, реализующими механизмы "единого окна" на национальном уровне;

повышение эффективности использования инспекционно-досмотровых комплексов и оборудования радиационного контроля за счет обеспечения интеграции их программного обеспечения с информационно-программными средствами информационной системы таможенных органов;

обеспечение устойчивого функционирования информационно-программных и информационно-технических средств таможенных органов;

поэтапный переход на оснащение таможенных органов информационно-техническими средствами, общесистемным и офисным программным обеспечением отечественного производства.