Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, "умной" таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.
На достижение указанной цели направлены следующие целевые ориентиры.
Целевой ориентир 1 - полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов включает:
цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных;
применение самообучающейся интеллектуальной системы управления рисками;
внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза;
создание долговременных архивов юридически значимых электронных документов;
применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров;
автоматизацию процесса контроля правильности классификации товаров и выявления нарушений, связанных с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
применение интегрированных механизмов межведомственного информационного взаимодействия;
участие в создании национального механизма "единого окна", его развитии и модернизации, обеспечении сопряжения с системами "единого окна" зарубежных государств;
применение высокотехнологичных автоматических систем и устройств, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;
использование при совершении таможенных операций транспортных, коммерческих и иных документов, созданных и используемых в деловом обороте в виде электронных документов.
Целевой ориентир 2 - содействие развитию международной торговли, реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, расширению номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, распространению практик применения таможенных процедур, стимулирующих расширение экспортно ориентированных производств, содействие расширению географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.
Целевой ориентир 3 - обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в Российской Федерации.
Целевой ориентир 4 - оптимизация процедуры уплаты и администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, включает:
самостоятельное управление плательщиками таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (далее - плательщики), своими денежными средствами, отраженными на едином лицевом счете;
полномасштабное электронное взаимодействие таможенных органов с плательщиками при осуществлении операций по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
автоматизацию таможенных операций по администрированию денежных средств, поступающих на счета Федерального казначейства и предназначенных для уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и администрированию обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Целевой ориентир 5 - создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности.
Целевой ориентир 6 - ориентация деятельности таможенных органов при реализации функций по контролю на сокращение административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности и создание условий ведения внешнеэкономической деятельности, исключающих незаконные практики и формирующих прозрачную систему внешней и внутренней торговли, включает:
реорганизацию системы контроля за перемещаемыми товарами, предусматривающей определение различных подходов к формированию системы контроля отдельно для экспортируемых товаров и импортируемых товаров с учетом реализации национальных целей и приоритетов;
расширение перечня операций, осуществляемых в ходе таможенного контроля, на этапе после выпуска товаров;
совершенствование субъектно-ориентированного подхода для стимулирования выстраивания модели поведения участников внешнеэкономической деятельности, характеризующих их как добросовестных и законопослушных;
внедрение глобальной системы прослеживаемости товаров на территории Союза, аккумулирующей информацию из различных источников (производители, продавцы, покупатели, таможенные службы зарубежных стран и иные государственные контрольные органы);
формирование института таможенного аудита как дополнительного инструмента в рамках осуществления государственных услуг;
обеспечение проведения таможенного контроля с учетом принципа выборочности в объеме, необходимом для соблюдения законодательства;
формирование новых подходов к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы прослеживаемости товаров с учетом внедрения цифровых технологий.