Действующий

Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (с изменениями на 12 июля 2024 года)

III. Целевые ориентиры развития таможенной службы Российской Федерации


Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, "умной" таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.

На достижение указанной цели направлены следующие целевые ориентиры.

Целевой ориентир 1 - полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов включает:

цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных;

применение самообучающейся интеллектуальной системы управления рисками;

внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза;

создание долговременных архивов юридически значимых электронных документов;

применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров;

автоматизацию процесса контроля правильности классификации товаров и выявления нарушений, связанных с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

применение интегрированных механизмов межведомственного информационного взаимодействия;

участие в создании национального механизма "единого окна", его развитии и модернизации, обеспечении сопряжения с системами "единого окна" зарубежных государств;

применение высокотехнологичных автоматических систем и устройств, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;

использование при совершении таможенных операций транспортных, коммерческих и иных документов, созданных и используемых в деловом обороте в виде электронных документов.

Целевой ориентир 2 - содействие развитию международной торговли, реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, расширению номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, распространению практик применения таможенных процедур, стимулирующих расширение экспортно ориентированных производств, содействие расширению географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.

Целевой ориентир 3 - обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в Российской Федерации.

Целевой ориентир 4 - оптимизация процедуры уплаты и администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, включает:

самостоятельное управление плательщиками таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (далее - плательщики), своими денежными средствами, отраженными на едином лицевом счете;

полномасштабное электронное взаимодействие таможенных органов с плательщиками при осуществлении операций по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

автоматизацию таможенных операций по администрированию денежных средств, поступающих на счета Федерального казначейства и предназначенных для уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и администрированию обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Целевой ориентир 5 - создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности.

Целевой ориентир 6 - ориентация деятельности таможенных органов при реализации функций по контролю на сокращение административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности и создание условий ведения внешнеэкономической деятельности, исключающих незаконные практики и формирующих прозрачную систему внешней и внутренней торговли, включает:

реорганизацию системы контроля за перемещаемыми товарами, предусматривающей определение различных подходов к формированию системы контроля отдельно для экспортируемых товаров и импортируемых товаров с учетом реализации национальных целей и приоритетов;

расширение перечня операций, осуществляемых в ходе таможенного контроля, на этапе после выпуска товаров;

совершенствование субъектно-ориентированного подхода для стимулирования выстраивания модели поведения участников внешнеэкономической деятельности, характеризующих их как добросовестных и законопослушных;

внедрение глобальной системы прослеживаемости товаров на территории Союза, аккумулирующей информацию из различных источников (производители, продавцы, покупатели, таможенные службы зарубежных стран и иные государственные контрольные органы);

формирование института таможенного аудита как дополнительного инструмента в рамках осуществления государственных услуг;

обеспечение проведения таможенного контроля с учетом принципа выборочности в объеме, необходимом для соблюдения законодательства;

формирование новых подходов к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы прослеживаемости товаров с учетом внедрения цифровых технологий.