2.1. За последние годы число детей, умеющих пользоваться компьютером, резко увеличилось. Как отмечает большинство исследователей, данная тенденция не зависит от школьного образования. Обучающиеся начальных классов знакомы в основном с игровыми программами, а также используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят далеко не на первом месте.
При организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - обучение с использованием ДОТ) в начальной школе образовательная организация может использовать как традиционные средства обучения: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр., так и специализированные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет в соответствии с целями и задачами образовательной программы, характеристиками учебного предмета и возрастными особенностями обучающихся.
Обучающемуся начальных классов следует предложить такие формы работы и виды деятельности, с которыми он сможет справиться самостоятельно, например, работу с учебником, учебными пособиями и рабочими тетрадями (при наличии).
При организации обучения с использованием ДОТ обучающихся начальных классов родителям (законным представителям) необходимо на постоянной основе осуществлять взаимодействие с классным руководителем, учителями-предметниками.
При планировании учебной деятельности обучающихся 1-4-х классов в условиях домашнего обучения необходимо определить степень участия родителей в сопровождении младшего школьника.
Следует сообщить учителю о том, сможет ли обучающийся подключиться к Интернет-ресурсам самостоятельно. Педагог может организовать тестовое подключение к платформе вебинара в вечернее время в присутствии родителей для обучения ребенка работе с ресурсом. Подключение первоклассников к электронным средствам обучения в сети Интернет самостоятельно, без участия родителей не рекомендуется.
2.2. При определении объема заданий и видов самостоятельной деятельности обучающихся начальных классов следует руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности).
Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице:
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более | |||||
просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | просмотр телепередач | просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения | работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | прослушивание аудиозаписи | прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
1-2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3-4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для обучающихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для обучающихся 3-4-х классов - не более 25 минут.
Следовательно, при назначении заданий обучающимся следует исходить из того, чтобы их выполнение не превышало возможную продолжительность урока (не более 45 минут в 2-4 классах, 35 минут в 1 классе). Однако продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20-25 минут.
2.3. Организация рабочего места:
- рабочий стол с оборудованием должен находиться недалеко от естественного освещения;
- необходимо обеспечить доступ обучающегося к стационарному компьютеру или предоставить возможность использовать другие средства коммуникации (ноутбук, планшет). Использование смартфона для дистанционного обучения не рекомендуется из-за небольшого размера экрана;
- обеспечить дополнительное освещение рабочего места;
- на столе должно быть оставлено место для работы обучающегося с учебником, тетрадью и другими пособиями.
При проведении онлайн-занятий следует придерживаться расписания, для организации самостоятельной работы обучающихся выделить определенное время в соответствии с рекомендациями учителя, ограничить доступ младших школьников к электронным средствам обучения.
Необходимо создать условия для чередования умственной и физической активности обучающегося (физкультминутки, разминки). При организации работы за компьютером придерживаться требований СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности) в части использования технических средств обучения: продолжительность онлайн-занятия, а также время самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим электронным носителем не должно превышать 20-25 минут.
2.4. Организация самостоятельной работы младших школьников в домашних условиях.
При организации работы обучающегося с учебником или тетрадью на печатной основе следует обратить особое внимание на умение работать с учебным текстом и учебным заданием.
При работе с художественным и познавательным текстом (литературное чтение, окружающий мир, ОРКСЭ) следует ориентироваться на систему вопросов и заданий, предложенных в учебнике: предложить прочитать вопросы, найти в тексте ответы, самостоятельно сформулировать выводы из прочитанного.
При организации обучения первоклассников не рекомендуется предлагать для самостоятельного выполнения задания из учебника с последующим оформлением решения в тетради, так как данное умение сформировано у них в недостаточной степени. Следует в большей степени использовать электронные ресурсы либо тетради на печатной основе (при их наличии).
При работе с учебным заданием (русский язык, математика) важно, чтобы обучающийся самостоятельно прочитал задание, при необходимости разделил его на части (этапы выполнения), определил в каком порядке он будет задание выполнять, где будет записывать результаты. После следует предложить обучающемуся проверить свою работу, определить все ли задание выполнено. Если ученик обращается за помощью к родителю, не следует выполнять задание вместо него, а также исправлять работу, требовать ее переписать и т.п. Можно указать на наличие ошибки следующим образом: "В этом упражнении одна ошибка", и если ученик найдет ее, то сможет исправить самостоятельно.
Важно дать обучающемуся право на ошибку, в противном случае, учитель не сможет получить объективную информацию о результатах обучения.
2.5. Сопровождение младшего школьника при обучении с использованием ДОТ.
Для участия обучающегося в онлайн-мероприятии с учителем или одноклассниками (вебинар, консультация, совместное выполнение заданий) следует обеспечить подключение к платформе для проведения вебинара (например, через электронную почту или аккаунт родителя). На первых занятиях рекомендуется, по возможности, находиться рядом с учеником с целью оказания помощи при решении технических проблем и взаимодействии с преподавателем (чат, формы для обратной связи и т.п.).