Санкт-Петербург всегда был и остается городом, в котором соединились культура, искусство и традиции людей многих национальностей, принадлежащих к разным народам и этническим группам, отличающихся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями, религиозными предпочтениями. Основной проблемой в деле поддержания гражданского мира и общественного согласия в Санкт-Петербурге в последние годы становятся межнациональные отношения, которые обостряются в условиях активных миграционных процессов.
Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Санкт-Петербурга. Миграционная привлекательность Санкт-Петербурга по сравнению с другими регионами Российской Федерации, принимающими мигрантов, традиционно является одной из самых высоких в Российской Федерации.
Основным источником пополнения населения Санкт-Петербурга за счет миграции в современных условиях являются другие регионы Российской Федерации и страны СНГ. Санкт-Петербург традиционно относится к трудонедостаточным регионам. Однако отсутствие четкой системы мероприятий по привлечению для работы в Санкт-Петербург российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, приводит к увеличению численности привлекаемых иностранных работников.
Резкое увеличение числа аннулирования ранее выданных иностранным гражданам документов обусловлено изменением действующего российского миграционного законодательства: с 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации", которым в часть 9.1 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" внесены изменения, расширяющие категорию иностранных граждан, которым отказывается в выдаче разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а ранее выданные документы аннулируются.
Ежегодный миграционный прирост трудовой миграции, с одной стороны, обеспечивает увеличение численности населения Санкт-Петербурга, с другой стороны, - обостряет угрозу проникновения из других государств радикальных религиозных течений, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения, создает предпосылки к повышению социальной напряженности в связи со сложностями социализации мигрантов, прибывающих из азиатских стран СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан). Прибывающие из этих стран работники имеют низкий уровень профессиональной подготовки (или отсутствие таковой) и не владеют в достаточной степени русским языком.
При достаточно высоком уровне занятости населения Санкт-Петербурга в экономике полностью покрыть дефицит в рабочей силе без привлечения иностранной рабочей силы (далее - ИРС) невозможно. Привлечение преимущественно низкоквалифицированной ИРС (88 процентов от общего числа привлеченной ИРС) в экономику Санкт-Петербурга не является эффективным решением с точки зрения социально-экономического развития Санкт-Петербурга. От привлечения ИРС растут доходы бюджета Санкт-Петербурга, окупаются расходы на социальные нужды мигрантов, вместе с тем рост численности иностранных мигрантов создает дополнительную напряженность для жителей Санкт-Петербурга при использовании объектов социальной инфраструктуры (детских учреждений, школ, поликлиник, общественного транспорта).
Особенно заметным за 2015-2018 годы стал прирост численности иностранных работников на предприятиях следующих видов экономической деятельности: гостиницы и рестораны - 17,78 процента; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17,06 процента; строительство - 13,0 процента. На предприятиях этих видов экономической деятельности рост оборота организаций, работ и услуг выше среднего уровня прироста валового регионального продукта в целом (121,8 процента и 117,9 процента соответственно (за исключением строительства).
По укрупненным квалификационным группам сравнение показывает, что:
в группе "высококвалифицированные работники" иностранные трудовые мигранты составляют 0,8 процента от общего числа занятых на производстве;
в группе "работники среднего уровня квалификации" доля иностранных трудовых мигрантов составляет 4,1 процента;
в группе "низкоквалифицированные работники" доля иностранных трудовых мигрантов наивысшая, более половины работающих - 58,3 процента.
Наблюдается недостаточное удовлетворение в потребности работодателей ИРС по 9 из 17 видов экономической деятельности, по таким укрупненным квалификационным группам, как высококвалифицированные работники и работники среднего уровня квалификации. Потребность в привлечении иностранных трудовых мигрантов доказывает растущее количество вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости. Несмотря на то, что они замещаются в большей своей части российскими трудовыми ресурсами, в настоящее время остается большой простор для привлечения иностранных трудовых мигрантов.
Согласно опросу общественного мнения, горожане ощущают остроту проблемы межнациональных отношений, которая воспринимается ими как многоаспектная и весьма значимая городская проблема (52 процента). Оценивая динамику и перспективы событий и то, как складывается ситуация в сфере межнациональных отношений, петербуржцы достаточно пессимистично оценивают перспективы решения этих проблем и считают, что их острота будет стремительно нарастать (46 процентов).
Основными проблемами, связанными с ухудшением межнациональных отношений, в 2016-2018 годы являлись:
нарушение правил регистрации трудовых мигрантов;
нарушение трудового законодательства в отношении трудовых мигрантов;
нарушение прав и свобод, социальная уязвимость граждан, относящихся к категории мигрантов;
низкий уровень социальной и культурной интеграции мигрантов в российское общество и их адаптации к условиям жизни в Санкт-Петербурге, слабое восприятие норм и обычаев местного населения;
распространение ксенофобских и экстремистских настроений.
Без решения этих проблем усилия, направляемые в Санкт-Петербурге на воспитание у граждан позитивного отношения к мигрантам и у мигрантов уважительного отношения к культуре и традициям нашей страны и города, могут оказаться бессмысленными.
Таким образом, с одной стороны, в Санкт-Петербурге наблюдаются такие проблемы, как нелегальная миграция, нагрузка на социальную сферу (здравоохранение, образование, социальная защита), рост преступности и социальной напряженности среди населения, распространение социально опасных заболеваний, а также проблема соблюдения трудовых и иных прав самих иностранных работников, с другой стороны, осуществляется утверждение ценностей гражданской солидарности, обеспечение гармоничного сосуществования и конструктивного взаимодействия всех представленных в городском сообществе этноконфессиональных групп, предупреждение любых проявлений ксенофобии, формирование эффективных механизмов социальной интеграции и культурной адаптации мигрантов.
Ряд текущих законодательных инициатив федерального правительства, связанных с регулированием межнациональных отношений, направлен на ужесточение мер ответственности за нарушение правил регистрации как со стороны самих трудовых мигрантов, так и их работодателей. Кроме того, в 2013 году принят закон, предусматривающий повышение ответственности губернаторов, местных депутатов, а также мэров городов, глав районов и поселений за работу по обеспечению гарантий равенства прав граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии или других обстоятельств, предотвращению ограничения прав и дискриминации по указанным признакам. Важное значение имеет деятельность государственных органов по пресечению криминальных и коррупционных механизмов в процессе регистрации, трудоустройства и социальной защиты мигрантов.
Общий вывод из всесторонней оценки влияния иностранных трудовых мигрантов на рынок труда Санкт-Петербурга состоит в том, что несмотря на общественно-социальные издержки от их присутствия в Санкт-Петербурге, экономический эффект от использования иностранных трудовых мигрантов остается достаточно значимым и носит позитивный характер. Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов. Миграционные ресурсы следует направлять в те отрасли экономики, где они действительно нужны, и таким образом контролировать ситуацию. Дешевизна рабочих рук мигрантов развращает бизнес, снижает его социальную ответственность, не дает развивать инновационные подходы, собственное профессиональное образование, воспитывать свои кадры, обеспечивать занятость российских граждан.
Обеспечивая приток ИРС в важные секторы экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, промышленность и др.), внешняя миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Хотя основная часть миграции населения носит экономический характер, значительное число иностранных трудовых мигрантов уклоняется от налогообложения, не вносит никакого вклада в развитие и содержание инфраструктуры Санкт-Петербурга, которую интенсивно и бесплатно использует. Растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии.
Целью Подпрограммы 5 является создание условий для социальной, языковой и культурной адаптации мигрантов, направленных на снижение связанных с миграцией социальных рисков.
Задачами Подпрограммы 5 являются:
реализация системы мер, направленных на адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов;
предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в условиях массовой миграции;