САМАРСКОЕ УФАС РОССИИ

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2020 года N 2366/6


По делу N 2366/6

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена "10" марта 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено "10" марта 2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев дело N 063/01/16-384/2019 в отношении ЗАО "Проектно-промышленное строительное объединение" АО "АВИАКОР" (ИНН: 6312040240) (ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР"), АО "Специализированный застройщик "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА (ИНН: 6312134360) (АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА") по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции; в отношении Муниципального бюджетного учреждения "Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства" Волжского района Самарской области (ИНН: 6367061249) (МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области), ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР", АО "Специализированный застройщик "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" по признакам нарушения статьи 16, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

в присутствии на заседании Комиссии <...>. - представителя ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" (доверенность от 26.07.2019 г.); <...>. - представителя АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" (доверенность от 15.07.2019 г.);

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось поступление из Прокуратуры Волжского района Самарской области материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее - материалы) при проведении открытых аукционов в электронной форме с реестровыми номерами 0142200001316005315, 0142200001317006203, 0142200001317006130, 0142200001317009643.

Согласно представленной информации выполнение работ по объектам, являющихся предметом закупок, было начато до проведения открытых аукционов в электронной форме с реестровыми номерами 0142200001316005315, 0142200001317006203, 0142200001317006130, 0142200001317009643.

В ходе рассмотрения данных материалов Самарским УФАС России на основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции были направлены запросы в адрес хозяйствующих субъектов и государственных органов, проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области.

Приказом Самарского УФАС России от 28.06.2019 г. N 80 возбуждено дело по признакам нарушения МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области и ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР", АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела N 063/01/16-384/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.07.2019 г. к участию в названном деле в качестве заявителей были привлечены Прокуратура Самарской области, Прокуратура Волжского района Самарской области в качестве ответчиков привлечены МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области и ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР", АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА".

В дальнейшем, Комиссией в ходе рассмотрения дела в действиях ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" и АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" обнаружены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (Определение об отложении рассмотрения дела N 063/01/16-384/2019 от 17.12.2019 г.).

Определением об отложении рассмотрения дела N 063/01/16-384/2019 от 21.01.2020 г. к участию в рассмотрении дела N 063/01/16-384/2019 в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Приоритет Тольятти". Кроме того, Комиссией в ходе рассмотрения дела в действиях ответчиков по делу обнаружены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (определение об отложении рассмотрения дела N 063/01/16-384/2019 от 21.01.2020 г.).

1. Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

1.1. Как установлено Комиссией, МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области в 2016 г. было запланировано проведение закупки на строительство объекта "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ", Детский сад А-16/1 Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (далее - объект А-16/1) (план-график закупок МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области на 2016 год).

29.04.2016 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта: "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ" Детский сад А-16/1 Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (извещение N 0142200001316005315).

Заказчиком торгов выступило МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 83 164 205 ,05 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке: с 29.04.2016 г. по 16.05.2016 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.05.2016 N 0142200001316005315-1 на участие в торгах было подано 5 заявок, до участия в электронном аукционе допущено 2 заявки.

В электронном аукционе принимало участие только ЗАО "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР". Снижение по результатам закупки составило 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано ЗАО "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР".

06.06.2016 г. заказчиком МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области и победителем аукциона ЗАО "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР" был заключен муниципальный контракт.

1.2. Комиссией установлено, что МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области в 2017 г. было запланировано проведение закупки на строительство объекта "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ", Общеобразовательная школа А-17/1, Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (далее - объект А-17/1) (план-график закупок МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области на 2017 год).

05.06.2017 г. в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ" Общеобразовательная школа А-17/1" Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (извещение N 0142200001317006203).

Заказчиком торгов выступило МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 866 347 654 ,02 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке: с 05.06.2017 г. по 21.06.2017 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.06.2017 г. N 0142200001317006203-1 на участие в торгах было подано 2 заявки, до участия в электронном аукционе допущено 2 заявки.

В электронном аукционе принимало участие только ЗАО "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР". Снижение по результатам закупки составило 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано ЗАО "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР" (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 03.07.2017 N 0142200001317006203-3).

17.07.2017 г. заказчиком МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области и победителем аукциона ЗАО "Проектно-промышленное строительное объединение АО "АВИАКОР" был заключен муниципальный контракт.

1.3. Комиссией установлено, что МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области в 2017 г. было запланировано проведение закупки на строительство объекта "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ", Детский сад А-17.2 (далее - объект А-17.2) (план-график закупок МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области на 2017 год).

31.05.2017 г. в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта: "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ", Детский сад А-17.2" (извещение N 0142200001317006130).

Заказчиком торгов выступило МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 260 552 242 ,67 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке: с 31.05.2017 г. по 16.06.2017 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.06.2017 г. N 0142200001317006130-1 на участие в торгах было подано 3 заявки, до участия в электронном аукционе допущено 2 заявки.

В электронном аукционе принимало участие только АО "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА". Снижение по результатам закупки составило 0,5 % от начальной (максимальной) цены контракта.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано АО "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА".

17.07.2017 г. заказчиком МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области и победителем аукциона АО "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" был заключен муниципальный контракт.

1.4. Как установлено Комиссией, МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области в 2017 г. было запланировано проведение закупки на строительство объекта "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ", Общеобразовательная школа А-17/3 на 1360 мест (далее - объект А-17/3) (план-график закупок МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области на 2017 год).

30.08.2017 г. в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство объекта: "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ" Общеобразовательная школа А-17/3" Самарская область, Волжский район, в районе п.г.т. Смышляевка (извещение N 0142200001317009643).

Заказчиком торгов выступило МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 168 420 541 ,55 рублей. В извещении был установлен срок для подачи заявок на участие в закупке: с 30.08.2017 г. по 15.09.2017 г.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.09.2017 N 0142200001317009643-1 на участие в торгах было подано 2 заявки, до участия в электронном аукционе допущено 2 заявки.

В электронном аукционе принимали участие АО "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" (подано ценовое предложение, сниженное на 0,5% от НМЦК), ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" (0% от НМЦК). Снижения начальной (максимальной) цены контракта по результатам закупки не произошло, поскольку АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" было отстранено от участия в закупке.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе его победителем было признано ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" (Протокол подведения итогов электронного аукциона от 22.09.2017 N 0142200001317009643-3).

04.10.2017г. заказчиком МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области и победителем аукциона ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" был заключен государственный контракт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРГАНИЧИВАЮЩЕГО КОНКУРЕНЦИЮ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ-КОНКУРЕНТАМИ

2. Комиссией установлено, что АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА", ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" совместно осуществляли подготовку к электронным аукционам с реестровыми номерами извещений 0142200001317006203, 0142200001317006130, 0142200001317009643 и достигли договоренности о модели поведения при участии в данных закупках.

Так, ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" подало заявку на участие в закупке N 0142200001317006203 20.06.2017 г. в 14:50:00 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. Подача ценовых предложений Обществом также производились с использованием указанного IP-адреса. В качестве юридического, почтового адреса Общество указало адрес - 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценовых предложений, подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на <...>.

АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" подало заявку на участие в данной закупке 20.06.2017 г. в 14:53:07 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. В качестве юридического, фактического адреса Общество указало адрес - 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на <...>.

ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" подало заявку на участие в закупке N 0142200001317006130 15.06.2017 г. в 16:41:40 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. В качестве юридического, почтового адреса Общество указало адрес - 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. В качестве юридического, почтового адреса Общество указало адрес - 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки осуществлялась с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на <...>.

АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" подало заявку на участие в данной закупке 15.06.2017 г. в 16:45:47 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. Подписание контракта Обществом также производилась с использованием указанного IP-адреса.

В качестве юридического, фактического адреса Общество указало адрес - 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценового предложения, подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на <...>.

ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" подало заявку на участие в закупке N 0142200001317009643 14.09.2017 г. в 13:12:53 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. Подача ценовых предложений, подписание контракта Обществом также производились с использованием указанного IP-адреса. В качестве юридического адреса Общество указало адрес - 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценовых предложений, подписание контракта осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на <...>.

АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" подало заявку на участие в данной закупке 14.09.2017 г. в 13:36:54 с использованием IP-адреса 217.79.19.82. Подача ценовых предложений Обществом также производилась с использованием указанного IP-адреса. В качестве юридического, фактического адреса Общество указало адрес - 443035, г. Самара, ул. Мирная, дом 162. Подача заявки, ценовых предложений осуществлялись с использованием сертификата электронной подписи, оформленного на <...>.

Из анализа указанной информации следует, что электронные цифровые подписи, которыми удостоверялось совершение юридически значимых действий при участии в торгах, выданы одному лицу от имени обеих организаций - <...>., что свидетельствует об осведомленности ответчиков об участии друг друга в торгах.

Комиссией установлено, что Обществами использовалась единая инфраструктура для участия в торгах. В частности, для совершения юридически значимых действий хозяйствующие субъекты выходили в сеть Интернет под одним IP-адресом. Вышеуказанный IP-адрес выхода в сеть Интернет предоставляется по договору об оказании услуг связи ЗАО "КОШЕЛЕВ-Проект". По данным оператора связи ООО "ИнфоЛада", предоставленным письмом от 20.09.2017 г. N 996, оборудование устанавливалось Обществом по нескольким адресам. При этом IP-сеансы связи (соединения) состоялись с адреса: г. Самара, ул. Мирная, 162.

Кроме того, Комиссией проанализированы заявки, поданные ответчиками в целях участия в аукционах. Анализ заявок АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА", ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" показал, что заявки указанных Обществ являются идентичными по содержанию и оформлению, подавались в одни день с незначительной разницей во времени.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии безусловной взаимосвязи между ответчиками при подготовке и подаче заявок в целях участия в конкурентной процедуре, а также при проведении торгов.

Комиссией также установлено, что в ходе проведения электронных аукционов электронной торговой площадкой временно блокировались денежные средства участников торгов. Указанные действия со стороны Обществ в отсутствие намерения одержать победу на торгах являются разумными и обоснованными только при наличии антиконкурентного соглашения между АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" и ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР". При этом каких-либо рациональных объяснений временного отвлечения указанных денежных средств из оборота организации, обусловленных намерением одержать победу в торгах в добросовестной борьбе с конкурентами, ответчиками не представлено.

Проведенный Комиссией анализ полученных документов и сведений показал, что Обществами выработана антиконкурентная модель поведения при участии в аукционах, направленная на поддержание цены на торгах.

Так, при участии в закупках, проведенных МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области, хозяйствующие субъекты делали по 1-2 ценовых предложений. Общество предлагало поставить необходимые товары по цене, на 0,5% ниже НМЦК. После чего Общества отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы, и процедура торгов завершалась. Таким способом по результатам всех закупок, проведенных данным заказчиком, победа обеспечивалась одному из Обществ, которое получало возможность заключать муниципальные контракты с заказчиком по цене, минимально отличающейся от НМЦК (на 0,5%).

Проанализированные Комиссией материалы указывают на то, что Общества фактически отказывались от конкурентной борьбы за право заключения муниципальных контрактов, что обусловлено наличием антиконкурентного соглашения между ними. Действия хозяйствующих субъектов в рамках вышеуказанных электронных аукционов были направлены на создание видимости конкурентной борьбы АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА", ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" с целью поддержания цены на торгах.

В письменных пояснениях, представленных в материалы дела, а также устно в ходе заседаний Комиссии оба ответчика указали, что их совместное участие в закупках объясняется необходимостью снижения коммерческого риска, связанного с отклонением заявок на участие в аукционе либо признания участника не соответствующим требованиям, предъявляемым заказчиком.

Указанная схема поведения свидетельствует об отказе участников картеля от самостоятельных действий в ходе конкурентных процедур и в правоприменительной практике признается антиконкурентной.

Комиссия считает, что данные обоснования, изложенные ответчиками в пояснениях, подтверждают выводы антимонопольного органа о том, что Общества при участии в торгах не намеревались конкурировать друг с другом, руководствовались заключенным антиконкурентным соглашением, их действия были направлены на поддержание цены на торгах в целях сохранения максимально возможного уровня НМЦК по итогам аукциона и обеспечения победы в аукционе участника антиконкурентного соглашения.

Комиссия пришла к выводу о том, что каждый из участников аукционов (и АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" и ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР") осознанно направил заявки на участие в торгах, что предполагало соперничество за заключение контрактов с заказчиком, однако, будучи допущенными к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой в целях поддержания цены в рассматриваемых аукционах.

Как установлено Комиссией, ответчики по делу ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР", АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" в период совершения нарушения не являлись подконтрольными лицами в понимании частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Как следствие, на совместные действия данных Обществ распространялись запреты, установленные статьей 11 Закона о защите конкуренции.

ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" и АО "СЗ "КОШЕЛЕВ - ПРОЕКТ САМАРА" в своих пояснениях ссылаются на факт подконтрольности друг другу в период проведения торгов. Данный факт, по мнению Обществ, свидетельствует об отсутствии в их действиях вменяемого нарушения. Общества указывают, что входили в одну группу лиц в связи с тем, что при осуществлении закупок с реестровыми номерами извещений 0142200001317006203, 0142200001317006130, 0142200001317009643 от имени ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР" действовала <...> на основании генеральной нотариально удостоверенной доверенности от 05.04.2016 г., а также на основании доверенности от 02.03.2017 г., дающей право <...> представлять интересы Общества при осуществлении закупок в электронной форме. В то же время <...> являлась директором по земельным отношениям и оформлению разрешительной документации в АО "СЗ "КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ САМАРА", директором и учредителем которого является <...>, который напрямую определял решения, принимаемые <...> при совершении сделок ЗАО "ППСО" АО "АВИАКОР". Кроме того указывают на факт выдачи взаимных поручительств по кредитным обязательствам, банковских гарантий одним лицом - <...>

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»