Действующий

О направлении методических рекомендаций

Психологическая безопасность образовательной среды


Обеспечение психологической безопасности образовательной среды обеспечивает психологическое здоровье включенных в нее участников, в том числе сохранение и развитие психических функций, личностный рост и социализацию включенных в нее участников, максимальную реализацию их способностей во взаимодействии, исключающем психологическое насилие, и неразрывной связи с образовательной средой.

Для достижения такого состояния требуется организация соответствующей непрерывной деятельности в общеобразовательной организации.

Следующие нормативно-правовые акты их положения регламентируют вопросы обеспечения в общеобразовательных организациях:

1. Распоряжение Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. N 2098-р "Об утверждении комплекса мер до 2020 г. по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних";

2. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р "Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года";

3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Минобрнауки России от 19.12.2017.

Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года определяет следующие задачи психологической службы в системе образования:

1. содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;

2. реализация программ преодоления трудностей в обучении;

3. участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды;

4. проведение психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

5. участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения;

6. диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;

7. сотрудничество специалистов Службы с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;

8. содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;

9. содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;

10. содействие в позитивной социализации;

11. организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей, молодежи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

12. профилактика социального сиротства;

13. содействие реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся;

14. участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;

15. сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам;

16. психологическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;

17. психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;

18. профессиональная помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств;

19. профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;

20. психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития.

Для реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года 11 мая 2018 года Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой был утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, который предусматривает реализацию комплекса организационных и информационных мероприятий и мер, в том числе в рамках общеобразовательных организаций.