Обеспечение психологической безопасности образовательной среды обеспечивает психологическое здоровье включенных в нее участников, в том числе сохранение и развитие психических функций, личностный рост и социализацию включенных в нее участников, максимальную реализацию их способностей во взаимодействии, исключающем психологическое насилие, и неразрывной связи с образовательной средой.
Для достижения такого состояния требуется организация соответствующей непрерывной деятельности в общеобразовательной организации.
Следующие нормативно-правовые акты их положения регламентируют вопросы обеспечения в общеобразовательных организациях:
3. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Минобрнауки России от 19.12.2017.
Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года определяет следующие задачи психологической службы в системе образования:
1. содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
2. реализация программ преодоления трудностей в обучении;
3. участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды;
4. проведение психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
5. участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения;
6. диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
7. сотрудничество специалистов Службы с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
8. содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
9. содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;
10. содействие в позитивной социализации;
11. организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей, молодежи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
12. профилактика социального сиротства;
13. содействие реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся;
14. участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
15. сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам;
16. психологическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
17. психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
18. профессиональная помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств;
19. профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;
20. психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития.
Для реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года 11 мая 2018 года Министром образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой был утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, который предусматривает реализацию комплекса организационных и информационных мероприятий и мер, в том числе в рамках общеобразовательных организаций.