Действующий

О направлении методических рекомендаций

Здание и помещения общеобразовательной организации


Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17-20°C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната, - 20-24°C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20-22°C, душевых - 24-25°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19-21°C, душевых - 25°C. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Требования к помещениям общеобразовательной организации:

1. Потолки и стены всех помещений общеобразовательной организации должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств (допускается оборудование подвесных потолков).

2. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум (в случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение). Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.

Оконные проемы во всех помещениях общеобразовательной организации должны быть остеклены, стекла надежно закреплены в рамах. Оконные проемы должны иметь исправные запирающие устройства, которые в ночное время должны находиться в закрытом положении. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Рекомендуется установка на окнах на первых этажей здания решеток. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

Входные двери в здание общеобразовательной организации должны быть выполнены из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних, либо использовано специализированное оборудование. Входы в здание могут быть оборудованы тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха.

Здания общеобразовательных организаций должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных организаций необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательной организации и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.

Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы. Администрациям общеобразовательных организаций рекомендуется осуществлять ежедневно проверку Подвалов и подсобных помещений, которые необходимо нужно закрывать и опечатать.

Гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям обучающихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки. В существующих зданиях для обучающихся начальных классов возможно размещение гардероба в рекреациях при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками. В организациях, расположенных в сельской местности, с количеством обучающихся в одном классе не более 10 человек, допускается устраивать гардеробы (вешалки или шкафчики) в учебных помещениях, при условии соблюдения нормы площади учебного помещения на 1 обучающегося.

Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательной организации и его вместимости. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра общеобразовательной организации. Площадь библиотеки (информационного центра) необходимо принимать из расчета не менее 0,6 квадратных метров на одного обучающегося.

На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 квадратных метров на одного обучающегося. Для работников общеобразовательной организации выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек. В санитарных узлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещаются электро- или бумажные полотенца, мыло. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения. Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами. Допускается использование одноразовых сидений на унитаз. Для ранее построенных зданий общеобразовательных организаций рекомендуется оборудовать кабины личной гигиены в туалетных комнатах. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600x700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3-0,4 м.

В общеобразовательной организации и пришкольном интернате не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся. Размещение общеобразовательных организаций в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных организаций, в том числе размещение должно быть согласовано с родительской общественностью.

Общеобразовательные комплексы, включающие несколько зданий одинакового назначения, имеют возможность отселения недоукомплектованных или неэксплуатируемых зданий на период ремонтных работ при ограничении доступа обучающихся в ремонтируемые здания либо поэтажного отселения зданий общеобразовательных комплексов в другие здания, имеющие резерв свободных учебных мест, или при организации общеобразовательного процесса в две смены.

При проведении ремонтных работ общеобразовательная организация обязана иметь сведения об организации и рабочих организации, включая паспортные данные, процессе осуществления ремонтных работ, результатах проверок мест складирования строительных материалов, предполагаемой дате завершения ремонта.

Использование помещений общеобразовательных организаций не по назначению не допускается.

Вместе с тем, общеобразовательным организациям рекомендуется использовать инновационные практики рациональной эксплуатации зданий и помещений общеобразовательной организации в педагогическом процессе в целях профилактики переутомления и школьно-обусловленных заболеваний, в том числе в формах организации гимнастики, проведения физкультпауз, физкультминуток, гимнастики для глаз, организации контроля за рабочей позой обучающихся и иные формы.

При реализации в общеобразовательной организации общеобразовательных программ дошкольного образования, их деятельность регламентируется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных общеобразовательных организаций".

При реализации в общеобразовательной организации общеобразовательных программ дополнительного образования и организации внеурочной деятельности, их деятельность регламентируется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций дополнительного образования детей".

При организации на базе общеобразовательной организации летних лагерей для обучающихся, их деятельность регламентируется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 N 73 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей".

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.