Ежегодно мировая экономика существенно трансформируется и, как результат, появляется необходимость формирования прорывных решений и технологий по внедрению платформы по долгосрочному перспективному развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов для устойчивого социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности отечественной продукции указанных комплексов, усиления продовольственной безопасности, развития научной и инновационной направленности (генетика и селекция), обеспечения эффективного вовлечения в оборот и управления землями сельскохозяйственного назначения, воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, цифровой трансформации.
Российская Федерация в настоящее время находится в условиях внешнеполитического санкционного давления, усиления структурных дисбалансов в мировой экономике, использования дискриминационных мер в отношении ключевых отраслей и подотраслей российской экономики, роста конфликтного потенциала в зонах экономических интересов страны и вблизи ее границ, увеличения колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, изменения структуры мирового спроса на энергоресурсы, деятельности антироссийских экономических объединений, уязвимости информационной инфраструктуры, а также исчерпания экспортно-сырьевой модели развития и отсутствия российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики. Также на развитие российской экономики в целом и агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в частности, может оказать негативное влияние развитие коронавирусной инфекции, которое является возможной предпосылкой снижения экспорта продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Государственная политика в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в наибольшей степени влияет на достижение национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях, на их основные приоритеты, направленные на поддержку рождаемости, оплату труда и занятость, социальное обеспечение сельского населения, поддержку предпринимательства в сельской местности, увеличение предложения жилья на селе и повышение его качества, рост уровня технологического развития и цифровизации, наращивание уровня и качества инвестиций в основной капитал, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом процессов по импортозамещению.
Вместе с тем развитие агропромышленного комплекса напрямую связано с качеством жизни сельского населения. Стоит учитывать необходимость развития инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.
Для прорывного развития необходимо обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации, а также на формирование единой цифровой базы, позволяющей агрегировать все необходимые данные о состоянии отраслей, подотраслей и направлений указанных комплексов и их состояния.
Государственная политика в агропромышленном комплексе учитывает в среднесрочной перспективе повышение качества жизни сельского населения за счет реализации мероприятий по созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшению жилищных условий, повышению доступности объектов социальной инфраструктуры.
Немаловажную роль в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов играет создание качественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой промышленности, рыболовства и рыбоводства.
Основу государственной политики в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов планируется сформировать из 8 целей Стратегии, направленных на исполнение национальных целей, обозначенных в Указе о национальных целях, а именно:
национальная цель N 1 (подцель "Поддержка рождаемости") и национальная цель N 5 (подцели "Увеличение предложения жилья" и "Повышение качества жилья") формируют цель Стратегии "Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах".
Достижение указанной цели связано с улучшением жилищных условий сельского населения посредством реализации мер, направленных на льготное ипотечное и потребительское кредитование граждан, предоставление им социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, субсидирование строительства жилых помещений (жилых домов), предоставляемых на условиях найма гражданам, проживающим или изъявившим желание проживать на сельских территориях.
Для их решения реализуются мероприятия по субсидированию строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих или изъявивших желание проживать на сельских территориях за счет предоставления им социальных выплат, субсидированию строительства жилых помещений (жилых домов), предоставляемых на условиях найма гражданам, проживающим или изъявившим желание проживать на сельских территориях, субсидированию льготного ипотечного кредитования на цели строительства (приобретения жилых) помещений (жилых домов) на сельских территориях, субсидированию льготного потребительского кредитования на цели повышения уровня благоустройства домовладений, субсидированию реализации проектов комплексного обустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.
Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанной цели, являются:
ввод (приобретение) жилья для семей, проживающих и работающих на сельских территориях:
до 2024 года - 2,09 млн. кв. метров;
до 2030 год - 3,23 млн. кв. метров;
улучшение жилищных условий семей, проживающих на сельских территориях, путем предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 процента до 3 процентов годовых:
до 2024 года - 164 тыс. семей;
до 2030 года - 425 тыс. семей;
обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку:
до 2024 года - 1067 единиц;
до 2030 года - 2062 единицы.
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий способствует сохранению доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации;
национальная цель N 3 (подцели "Оплата труда и занятость", "Социальное обеспечение", "Поддержка предпринимательства") формирует цель Стратегии "Повышение уровня соотношения располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств".
Для достижения указанной цели решаются задачи, связанные с обеспечением уровня занятости сельского населения, получившего высшее образование и (или) прошедшего дополнительное профессиональное обучение (повышение квалификации, переподготовку), со снижением уровня безработицы сельского населения трудоспособного возраста и с развитием отраслей агропромышленного комплекса с учетом мелиорации, технической и технологической модернизации.
Для решения указанных задач реализуются:
в рамках государственной программы развития сельских территорий -мероприятия по возмещению работодателям (сельскохозяйственным производителям) части расходов по ученическим договорам, заключаемым с работниками, обучающимися в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, возмещению работодателям (сельскохозяйственным производителям) части расходов, связанных с привлечением на производственную практику студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, субсидированию льготного кредитования индивидуальных предпринимателей и организаций, зарегистрированных на сельских территориях (сельских агломерациях), на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий;
в рамках государственной программы развития сельского хозяйства -мероприятия по стимулированию повышения уровня квалификации кадров, разработке новых образовательных программ обучения, стимулированию увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, в том числе путем применения высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород сельскохозяйственных животных, а также использования ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники, стимулированию проведения мелиоративных мероприятий для эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также повышения продуктивности и качества почв, увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе путем развития мощностей хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, созданию системы поддержки фермеров и сельской кооперации.
Показателями (индикаторами), отражающими эффективность указанных целей, являются: