Действующий

Об утверждении индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы (с изменениями на 3 декабря 2021 года)

3. Слабое экономическое развитие, низкий объем инвестиций, высокая безработица, низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства, слабо реализованный туристский потенциал


Республика Алтай относится к субъектам Российской Федерации с низким уровнем экономического развития.

Для Республики Алтай характерна низкопроизводительная и слабо диверсифицированная экономика:

валовой региональный продукт на душу населения в 2018 году составлял 231,5 тыс. рублей, что в 2,5 раза меньше среднероссийского значения (74-е место среди субъектов Российской Федерации);

наличие низкопроизводительных секторов - отраслей социальной сферы (образование и здравоохранение), государственного управления и сельского хозяйства, которые формируют около 35 процентов валового регионального продукта (в Российской Федерации - 15,9 процента, в Южно-Сибирском макрорегионе - 17,2 процента);

отсутствие крупных предприятий, которые могли бы стать якорными плательщиками налогов в бюджетную систему региона.

Республика Алтай имеет:

низкий уровень инвестиционной активности - инвестиции в основной капитал на душу населения за 2018 год составили 67,7 тыс. рублей, что в 1,8 раза меньше среднего значения по России (52-е место по России);

высокий уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), составивший в 2018 году 11,2 процента, что превышает среднероссийское значение в 2,3 раза;

низкую активность малого и среднего предпринимательства - в 2017 году число малых предприятий на 10 тыс. человек составляло 137 (44-е место по России), что в 1,4 раза меньше среднего показателя по России.

В Республике Алтай существуют следующие проблемы в сфере туризма:

низкая транспортная доступность Республики Алтай и объектов туристского показа;

не сформирован конкурентоспособный туристский продукт и недостаточная информированность о нем граждан;

выраженная сезонность (около 65 процентов турпотока приходится на период с мая по сентябрь) и дефицит всесезонных объектов туристской инфраструктуры в массовом сегменте с высоким качеством, высокая стоимость технологического присоединения к инженерным сетям, дефицит квалифицированных кадров, низкая доступность банковских кредитов для развития бизнеса, низкий уровень вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в туристскую деятельность.